Фото: «Вечерняя Москва»

Хамство чиновника

Общество
Нервная работа у чиновников. Вот только последний случай. Что стоит за вызвавшей большой резонанс историей оскорбления заместителем губернатора Тульской области пенсионерки и ветерана труда: банальный выброс эмоций или более глубокий конфликт? Предполагается, что, скорее, второе.

Президент России неоднократно говорил о необходимости борьбы с чванством и хамством власть придержащих. К сожалению, получается, что в сознании определенной категории бюрократов нарушен основной идеологический принцип, за реализацию которого они получают зарплату и сидят в своих креслах: служение интересам граждан, общества и государства. Сейчас же складывается впечатление, что в сознании многих из них он кодирован следующим образом: служение интересам начальника (или начальников) с целью реализации личных целей и задач, а также удовлетворения своих материальных амбиций.

Вот и получается, что граждане оказываются вне этой системы ценностей, поскольку не являются непосредственным "объектом заинтересованности". Ведь от них не зависит карьерный рост, зарплата и распределение прочих благ. Более того, граждане являются неким раздражителем со своими проблемами и жалобами (за которые время от времени можно получить взбучку от вышестоящих руководителей). Кроме того, при достаточно невысоком уровне культуры у некоторых лиц, "замещающих государственные должности", появляется ощущение принадлежности к своего рода дворянско-боярскому классу. Может быть именно это ощущение приводит к желанию "пнуть холопа", не так подающего челобитную «царю»?

К сожалению, внутрикорпоративный неформальный кодекс чиновников из глубинки гласит, что в случае конфликта между гражданином и должностным лицом все представители "дворянской касты" должны защищать интересы последнего. Как издевательство, звучит ответ из "официальных" уст на претензии граждан: идите жалуйтесь хоть в суд или хоть президенту. При этом в наш век информации даже пенсионеры видят, что в других странах за некорректное высказывание могут пострадать даже очень высокие начальники. За неосторожную фразу, высказанную при неотключенном микрофоне, они по нескольку месяцев просят прощения у сограждан. Пытаются оправдаться. Или даже складывают полномочия.

Я думаю, что у нас этого не происходит, потому что большая часть чиновников не очень переживают за свою репутацию, так как, по сути, отсутствует у них само понятие репутационных рисков. Вместо него - страх разгневать высоких руководителей. Именно поэтому президент все чаще поднимает эту тему.

Но это не действует и не будет действовать до тех пор, пока по каждому из таких случаев не будет приниматься единственно правильное решение: увольнение с запретом в дальнейшем занимать государственные должности. И пока в России не оформится окончательно класс «новых чиновников» - доступных для общения с «простыми смертными» и открытых. Пусть даже для критики.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции

amp-next-page separator