Соколов-Митрич. / Фото: «Вечерняя Москва»

Еще раз о курении

Общество
Ну вот — как и предсказывала «ВМ», антитабачный закон уже делает нашу страну гораздо более прокуренной, чем она была до него.

Руководство аэропорта Шереметьево забило тревогу: пассажиры, лишенные права на потребление никотина в специальных комнатах, начали дымить где попало — в туалетах, кафе и даже комнатах матери и ребенка. Это создает атмосферные недостатки, накаляет психологическую напряженность между гражданами, а также повышает степень пожарной небезопасности.

Дожидаться, когда степень идиотизма антитабачного закона дойдет до депутатов государственной думы, дело малоперспективное, поэтому шереметьевские власти просто взяли и вернули в аэропорт курилки — прикрывшись, для приличия согласованием своих действий с Роспотребнадзором. Однако на этот раз возбудилась транспортная прокуратура. Теперь свое право нести дополнительные расходы на содержание курительных комнат руководству авиаузла придется защищать в суде. И, скорее всего, суд примет решение не в их пользу: закон есть закон.

Напомню свою позицию по никотиновому вопросу. Я сам не курю и ненавижу, когда дымят у меня под носом. Но закон — не кнопка, которую можно нажать и он автоматически заработает. Разумный закон отличается от неразумного тем, что его можно исполнить. Антитабачный закон в том виде, в каком его приняли депутаты, заведомо не исполним. А неразумные законы засоряют эфир и портят людям здоровье ничуть не меньше, чем курильщики.

Ну нет сегодня в нашем государстве сил, средств и моральной поддержки населения для того, чтобы запретить людям курить на перронах, автобусных остановках, в тамбурах поездов дальнего следования и даже в аэропортах. Создайте сначала эти силы и средства, подготовьте общественное мнение — потом запрещайте. А пока - тот террор, который вводит в стране антитабачный закон, имеет догматический характер и рассчитан лишь на внешнего пользователя: вот видите, господа европейцы, мы тоже цивилизованные, мы с курильщиками боремся, давайте нам безвизовое пространство и еще что-нибудь.

Уважаемые депутаты, знаете, чем отличается цивилизованное общество от нецивилизованного? Вовсе не тем, что в цивилизованном обществе меньше зла и бескультурия. Понятие цивилизованности вообще слабо связано с морально-этической стороной человеческой жизни. Рискну предположить, что в России общая совокупность совершаемого зла ничуть не выше, чем в Германии, Японии или Австралии. Цивилизация — это вообще не про борьбу добра со злом. Цивилизация — это про умение создавать условия и для того, и для другого.

Если партнеры по бизнесу сначала решили все вопросы и подписали все бумаги, а потом пошли и нажрались до поросячего визга — это цивилизованное поведение. Если же они сначала нажрались, а потом стали решать вопросы — это варварство. Хотя с морально этической точки зрения разницы никакой — и те, и другие злоупотребили алкоголем, что ж тут хорошего?

Если многие тысячи добропорядочных бюргеров, которых угораздило вступить в несчастливый брак, раз в месяц дают себе право тайком или по взаимной договоренности развеяться в публичном доме — это цивилизованное поведение. А если те же самые бюргеры начнут избывать свое семейное горе у всех на виду, на супружеском ложе или вовлекая в свои отношения юные, неокрепшие души — это свинство. Хотя ясное дело, что и то, и другое называется прелюбодеянием и с одинаковым успехом закончится бессрочным туром в адское пекло.

Цивилизация возникает там и тогда, где и когда люди умеют разделять процессы, а не бороться с тем, что непобедимо. Тем самым уровень зла загоняется в приемлемые рамки. Если некоторым людям свойственно курить, надо создать им такие условия, чтобы они не мешали людям, которым не свойственно курить. Героическая борьба аэропорта Шереметьево против не в меру государственной думы — это, безусловно, цивилизационное усилие. Хочется пожелать работникам авиаузла взаимопонимания со стороны судебных властей. Ну, и мирного неба над головой, конечно.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

В защиту курения

Я не курю. И ненавижу, когда курят рядом. И еще меня совсем не радует, что Россия — чемпион мира по курению. Дайте мне волшебную кнопку, которая отключит у всей нации желание травиться никотином — и я не задумываясь нажму ее. Но я против антитабачного закона в том виде, в каком он принят. Потому что я не люблю не только сигаретный дым. Еще я не люблю насилие — особенно, когда можно вполне обойтись и без него.

«Антитабачный закон» всем хорош, кроме главного — он заведомо неисполним. Это понятно любому, кто ходит ногами по земле, пользуется общественным транспортом и хотя бы иногда общается с обыкновенными людьми. Как, например, мы будем запрещать курение на автобусных остановках или платформах пригородных поездов? Ну, вот как?! Берем конкретное метро Домодедовская, огромную площадь, на которой воняют десятки автобусов, а остановки идут одна за другой. Уважаемый депутат Герасименко, я лично готов написать репортаж о том, как героически вы будете демонстрировать силу нового закона на практике. Что? На то есть полиция? Ок, зовем полицейского — вот он, как раз только что бычок мимо урны бросил. Здравствуйте, уважаемый полицейский! Запретите, пожалуйста, всем вот этим людям курить, оштрафуйте каждого на 1,5 тысячи рублей (далее...).

amp-next-page separator