Basic CMYK

Играет ли бозон Хиггса в футбол

Спорт
В Бразилии проведена жеребьевка чемпионата мира по футболу. Про это событие в новостях говорят первым делом, прежде всех сенсаций. После жеребьевки мне довелось побывать в обществе академических мужей, которым более пристало говорить о биномах и геномах, но умные темы ушли в тень перед обсуждением обнаженных бразильским жребием футбольных перспектив.

Доминирующее положение футбола в человеческой цивилизации является настолько несомненным фактом, что стоит проанализировать особо, отчего это произошло. Футбол – серьезное социальное явление, но что говорит наука о причинах его повальной популярности? Кстати, заблуждением является мнение, что умные люди презирают футбол. Самые горячие баталии на юге Москвы разворачиваются в выходные в спортивном городке МГУ, где аспирант не щадит студента, а хитрый декан укладывает финтом на газон гордого сотрудника ректората.

Я видел, как отчаянно, в перерыве между поисками бозона Хиггса, рубятся в футбол физики, работающие на Большом адроном коллайдере в ЦЕРНе. Забавный результат жеребьевки: в одной группе оказались Франция и Швейцария, под территорией которых накручивает подземные кольца чудесный коллайдер. Последняя Нобелевская премия присуждена за важнейшее для мироздания открытие «частицы Бога». Но поможет ли футбольный Бог французам и швейцарцам? Или, наоборот, накажет?

Привлекательность футбола в его простоте, в очевидности факта командной победы, в том, наконец, что футболисты, в отличие от гимнастов и пловцов, делают то, что умеет делать каждый мужчина, только лучше. Но еще важнее, так мне кажется, тот факт, что футбол является самым чутким индикатором того состояния, в котором находится общество. Настоящий большой футбол – огромная интегрированная структура, государство в государстве. Управлять ей не проще, чем нефтяной или газовой компанией. Именно поэтому в футболе доминируют те страны, у которых сильная экономика и хорошая наука. Только не надо про босоногую Бразилию! Бразильские самолеты идут нарасхват, как футболисты, во всем мире, а теперь Бразилия сама строит атомную подводную лодку!

Футбол перерос рамки игры в ножной мяч и превратился в самую популярную ярмарку национальных тщеславий. Рекламные доходы от трансляций Олимпиады в Пекине составили 400 миллионов долларов. Это рекорд Олимпиад. Но этот рекорд в 4 раза меньше, чем принесла трансляция одного только футбольного матча Манчестер Юнайтед – Реал в 2013 году! Рекламные доходы чемпионата мира в Бразилии превысят бюджет большинства государств в мире. И, конечно, расходы на науку, которая бессильна разгадать все тайны футбола.

Как сыграют наши в Бразилии? После распада СССР очень долго наши футбольные команды в сравнении с мировыми лидерами являли странное зрелище. Все время пятились назад, будто приказчик в господском доме. Не просто проигрывали, а как-то униженно, с надрывом, по Достоевскому. На память приходил термин, предложенный академиком Дмитрием Львовым – «вживание в катастрофу». Когда вдруг выигрывали, сами счастью не верили, как буханку с прилавка умыкнули. Теперь эта психология изжита. Теперь все чаще, если проигрываем, чувствуем себя обворованными. Для футбола хорошее ощущение.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции.

ОНЛАЙН-ТРАНСЛЯЦИЯ ЖЕРЕБЬЕВКИ ЧЕМПИОНАТА МИРА ПО ФУТБОЛУ 2014

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕФутболистов лишили подвига  

Колонка писателя и журналиста Андрея Максимова. 

Мы, которые футбольные болельщики, замерев, смотрели, кто достанется нам в соперники в группе на чемпионате мира в Бразилии. Бельгия, Южная Корея, Алжир… На репетиции этой истории нам досталась аж Аргентина, а тут – вроде, как есть повод для радости. Но я огорчился. Честно.

Потому что, при всем уважении к знаменитому тренеру и игрокам, ну не кажется мне, что наша сборная играет на мировом уровне. А уж когда большую часть сезона игроки вынуждены осваивать российский вид спорта: футбол в грязи и в ямах, - невольно думаешь, что какую-то весьма странную игровую практику придумали нашим игрокам футбольные чиновники. (читайте далее)

amp-next-page separator