/ Фото: «Вечерняя Москва»

Амнистия Pussy Riot: Вместо стыда - гордыня

Общество
Из времен послереволюционных гонений на Церковь рассказывают такой случай. В храм, где был в тот момент один только священник, бесцеремонно ввалился человек с ружьем.

Громко выругался, закурил, прошел к алтарю, стряхивая пепел на пол, плюнул в сторону икон. И торжествующе спросил, указывая вверх:

- Ну и что Он со мной сделает?

- Да что же с тобой ещё-то можно сделать? – сочувственно вздохнул священник.

Похожее сочувствие вызывают сейчас и вышедшие по амнистии из мест заключения Надежда Толоконникова и Мария Алехина. Обе с порога поспешили заявить, что не жалеют о своих нашумевших поступках. «Ни от чего не отступимся», - говорит одна. «Горжусь тем, что я сделала», - сообщает другая. И добавляет: « Если бы была возможность вернуть то время, то мы бы повторили все, только постарались бы допеть песню».

Они ведут себя победительно. Примерно так же, как тот с ружьем в храме. Только тот был уверен в своей безнаказанности, неуязвимости.

А эти, пережив наказание, торжествуют от того, что оно их ни в чем не изменило, а значит: не достигло своей цели. И это тоже - ощущение неуязвимости. Ничего вы с нами не сделаете!

Да ведь и в самом деле никто не сделает человеку худшего, чем способен он сам. Они ни о чем не сожалеют, считают себя правыми. Но если кощунственная акция в храме Христа Спасителя задела, прежде всего, верующих, то оргия в Зоологическом музее вызвала стыд за ее участниц у любого нормального человека. Только ведь и об этом поступке не слышно никакого сожаления.

Любой человек может оступиться, совершить нечто неприличное, постыдное. Важно: что дальше? Если вместо стыда – гордыня за сделанное, вот тут – беда. И самое печальное, что находится немало окружающих, которые готовы разделить торжество упорствующих в грехе, представить позор - геройством, порок – добродетелью. А ведь им вместо дифирамбов нужно сочувствие: что же вы с собой делаете!

«Умнее не стала, - написал о Марии Алехиной в своем блоге протодиакон Андрей Кураев. - Страдания улучшают не всех, но только умных. Металл в огне переплавляется. А ветошь сгорает. Григорий Богослов говорил, что праведник лишь в одном случае может получить от Бога земные блага и успехи - если этот праведник беден умом и не сможет увидеть смысла посланных ему страданий. Алехина отнюдь не праведница. Но и посылку от Бога с надписью "ум" она еще не получила».

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции.

 

amp-next-page separator