Размахнин / Фото: Игорь Ивандиков

Мечты крылатые, мечты прекрасные

Город
В новогоднюю ночь после боя курантов мы с друзьями затянули: «Союз нерушимый…». Это мы решили, что будем понарошку встречать не 2014-й, а 1962-й год, как в сериале «Оттепель».

Чего нам не хватает в современности, почему мы так легко подпадаем под обаяние монументального, как бетон, и такого же прямолинейного сталинского мифа?

Где-то в середине ночи, всласть поспорив о физиках, лириках и бардах, мы вдруг – по нотам 60-летней давности – опять грянули нечто совершенно не «оттепельное»:

Здравствуй, страна героев, страна мечтателей, страна ученых!

Эта песня – 1940 года, то есть написана тогда, когда герои и ученые, а особенно мечтатели, зачастую сидели, а то и лежали. И ведь мы – все певшие, люди с высшим образованием, не замеченные в садизме – прекрасно это помнили. Но – все равно пели. С таким чувством, что то ли летать хотелось, то ли слезы наворачивались.

Почему? Что здесь за странная магия? 

И звезды наши алые сверкают, небывалые… осуществленною мечтой.

[OBJ Песня "Марш энтузиастов"]

Концовка «Марша энтузиастов» удивительным образом смыкается со столь же знаковой песней конца 1930-х, которую пели по другую сторону Атлантики. В «Волшебнике страны Оз» (1939) красавица Джуди Гарленд пела: And the dreams that you dare to dream, really do come true – «и твои заветные мечты сбудутся наяву».

Два мира – две мечты. Советская мечта – коллективная, и американская – рассчитанная на единоличное воплощение. Первая – для которой нужен лишь хороший, инициативный исполнитель указаний, и вторая – требующая от каждого человека принимать единоличные решения и отделять добро от зла без помощи наставников.

Мечта крылатая, мечта прекрасная всегда зовет тебя вперед!

Американская, индивидуалистическая мечта, конечно, сложнее и требовательнее к человеку. Поэтому-то мы – осознавая всю неприглядную изнанку советского строя – иногда так тоскуем по тем временам. В строю ведь проще. В строю не надо думать и выбирать.

Но раз времена нынче не те, раз места в строю, марширующем к светлому будущему, – нам не предлагают, надо идти и строить это светлое будущее самим. В одиночку или в боевой фаланге -

Нам ли стоять на месте? В своих дерзаниях всегда мы правы!

Вот в чем разгадка, кажется мне. Жажда большого, общего и правого дела, жажда участвовать в изменении мира к лучшему. Пусть – на отстраненный взгляд – все эти «марши энтузиастов» - не более чем мифотворчество, намалеванный на холсте очаг. Но когда картинка на грубом холсте совпадает с тем, что мы всеми силами хотим увидеть, мы легко и благодарно принимаем нарисованный огонь за настоящий.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции.

amp-next-page separator