Запретами выстрелы не остановишь
Ужесточить же, по мнению начавших нас срочно «лечить» «докторов» надо: охрану школ, систему контроля за оружием, в том числе, охотничьим, из которого стрелял ученик 10-го класса Гордеев.
Уже представляю себе толстые пачки циркуляров по всем школам, предписывающим и так засыпанным по уши бессмысленными отчетами директорам написать еще с десяток отчетов. Вижу и депутатов, нашедших очередной повод оттянуться на Америке, которая и тут во всем виновата.
И усложнить жизнь сотням тысяч и миллионам добропорядочных граждан, что-нибудь в очередной раз усложнив. У нас, к примеру, на руках 5 миллионов легальных стволов. Из них (в отличие от нелегальных), совершается ничтожная доля всех преступлений.
По такой логике, если бы Гордеев убил учителя географии кирпичом, то надо было бы запретить кирпичи, а если кухонным ножом – то ножи. Кстати, может, он смотрел фильм «Географ глобус пропил»? Довольно депрессивный. Может, поэтому убил географа? Не запретить ли фильм?
Драма данной ситуации в том, что такие случаи – увы, неизбежность в нашем компьютеризированном, полном стрессов, стремительном мире. И если подстраиваться под каждое конкретное сумасшествие, экстраполируя сверх-реакцию на здоровую часть общества, то можно сделать жизнь этой части кошмаром и породить еще какие-нибудь новые эксцессы.
И все же уроки извлекать из таких случаев надо, чтобы они не множились, а оставались единичными. Кстати, в той же Америке, вопреки тому, что у нас на эту тему говорят и пишут, при более 300 миллионах стволов (легальных) на руках у населения, они именно единичны. И из легальных стволов обычные граждане (это факт) убивают больше напавших на них преступников, чем полицейские. А теперь вопросы.
На охрану московских школ потрачены изрядные деньги. «На посту» там сидят ЧОПовцы, прирабатывающие к пенсии. Они могут остановить хулигана, но не вооруженного бандита. Должно ли это стать их задачей и у каждой школы поставить дежурить спецназ? Очевидно, все же нет. Как и устанавливать повсеместно рамки металлоискателей. Деньги будут освоены, а проку не будет. Цена непомерна, а реакция – избыточна...
Надо просто научиться соблюдать те правила и процедуры, которые уже имеются. Мы это не очень любим. На вызов охранника приехали два патрульных. Они уже знали, что преступник вооружен. И? Они … просто вошли к нему в класс. Оба полицейских были обстреляны 10-классником, позже один скончался. Это что за подготовка такая у полиции? Это не регистрацию у таджиков проверять. Вопрос об адекватности реагирования. Есть вопросы и к отцу юного убийцы. Он, по некоторым данным, сам работавший силовиком, хранил легальное оружие дома столь безответственно, что теперь сядет сам (есть такая статья в УК для подобных случаев, ничего нового вводить не надо).
Семья Гордеевых вроде и благополучная, а ребенка они явно просмотрели. Просмотрели, когда надо было идти к психологу, в частности. Но у нас вообще психотерапевтов не отличают от психиатров, психологическая помощь и детям, и взрослым находится в убогом состоянии. В том числе лечение от всяких зависимостей типа компьютерных игр. И еще о психологии. В школах нет штатных психологов и вообще теперь нет своих штатных медработников. В образовании объявлена экономия. А стресс детей, готовящихся к ЕГЭ – а это самый сильный стресс – остался и увеличился.
Родители давят: иди на медаль, это даст тебе шанс поступить в престижный вуз и не «загреметь в армию». Образование стало восприниматься как отчаянно(!) критическая ступень карьерной лестницы. И это так. Особенно, если в экономике не так много других карьерных возможностей.
И подобных вопросов в связи с данным случаем можно задать еще немало. Простых ответов нет. Наше общество гораздо сложнее, чем кажется тем, кто пытается им управлять только с помощью запретов. И, увы, болезненнее. Как и любое современное общество.
Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Убийственный перфекционизм
Колонка нашего обозревателя Екатерины Рощиной
Ну вот и дождались. Говорили: у нас дети не такие, как в Америке. «Там» они стреляют в школах, а у нас – нет! Теперь хвастаться нечем.
«Здесь» тоже появился свой школьный стрелок. Страшно? – да, очень. Когда только услышала о происшествии в школе № 263 в Отрадном, сразу подумала: вот они, компьютерные игры и их страшные последствия. Когда жизнь человека обесценивается до уровня «пошел и убил». Когда стирается грань между виртуальным миром и реальностью. Все так.
Но «наш» малолетний убийца совершил свое преступление по совершенно особенным причинам. Из-за оценки. Хотел «пятерку», учитель поставил «четверку». Когда же борьба за хорошую оценку стала настолько непримиримой, что может стоить жизни человека? (далее...).
История с географией
Колонка нашего обозревателя Леры Бокашевой
Страшное происшествие в школе в Отрадном всколыхнуло всю страну. Кажется: вот и до нас докатилось! Перестрелки в школе, когда ученик приходит с оружием и беспорядочно стреляет. Но не судите поверхностно.
Ведь как правило жертвы подобных "стрелков" - случайные, попавшие под горячую руку. А в данном случае был застрелен конкретный учитель географии Андрей Кириллов. Сергей Гордеев - один из лучших учеников в классе и в целой школе. Потенциальный "золотой" медалист. Мальчик, привыкший добиваться цели...
А тут цель - пятерка по географии - не давалась в руки. И у парня произошел эмоциональный срыв. Конфликт, который он, с подростковым максимализмом, решил так вот категорично. Даже, можно сказать, фатально...
Конечно, сразу кинулись осуждать Сергея Гордеева. Поступок совершенно ужасный, бесчеловечный, страшный.Но позвольте сказать пару слов в защиту подростка (далее...).
Страшный привет из Америки
Колонка нашего обозревателя Никиты Миронова
Ну вот, к «цивилизованному» миру мы стали еще ближе. Эта жуткая история, случившаяся в московской школе №263 – сугубо американская. Или уже тоже наша? Мне что-то не понравилось в учебном заведении – я взял винтовку и пошел наводить порядок.
Тут же вспоминается другой сумасшедший - бывший юрист аптечной сети «Ригла» Дмитрий Виноградов. В ноябре 2012 года он расстрелял семерых коллег. У парня несчастная любовь, а они, вроде как, хихикали. Ну и, опять же, он людей считал за «компост».
Взгляды убийцы-школьника еще неясны, но уже совершенно ясно, что людей он «за людей не держит». Не понравился учитель – убью. Я ж крутой (далее...).