Диакон отец Сергий / Фото: Наталья Феоктистова, «Вечерняя Москва»

Сретение Господне

Общество
Православная Церковь 15 февраля совершает праздник Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Это – одно из двунадесятых праздников, посвященного принесению Божией Матерью в Иерусалимский храм Богомладенца и встрече Его праведным Симеоном (впоследствии получившим наименование «Богоприимец») и пророчицей Анной. События праздника восходят к религиозной практике, описываемой в Ветхом Завете, исторически обусловленной исходом евреев из Египта.

Согласно упомянутой практике, в память об исходе все первенцы-младенцы мужского пола были приносимы в храм для посвящения Богу. Божия Матерь и праведный Иосиф Обручник, следуя ветхозаветному закону, после истечения сорока дней «женского очищения» принесли Богомладенца в храм, где их встретили праведный Симеон и пророчица Анна. Преклонный старец Симеон (проживший по преданию 300 лет) относился к числу семидесяти двух переводчиков Священного Писания с еврейского на греческий язык, деятельность которых была начата при египетском царе Птолемее II (285–247 гг.д.н.э.).

Известно, что когда святой Симеон переводил книгу пророка Исайи, он не поверил словам «Се Дева во чреве примет и родит Сына» (Ис. 7:14). Явившийся при этом ангел засвидетельствовал промысел Божий, сказав, что Симеон не умрет, пока не убедится в истинности пророчества. Святая Анна была вдовой, «которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (Лк. 2:37).

Видя Спасителя, праведный Симеон взял Его на руки, и, благословив Бога, произнес пророчество о Христе Спасителе (Лк. 2, 29-32), позднее получившее название «Песнь Симеона Богоприимца»: «Ныне отпущаеши раба Твоего …». При этом Симеон сказал Богоматери: "Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец" (Лк. 2:35). В это же время пророчица Анна славила Бога, говоря о Богомладенце «всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме" (Лк. 2: 37-38).

Сретение Господне несомненно относится к древнейшим христианским праздникам, однако до VI века его совершение не имело общецерковного характера. Известны проповеди по случаю этого праздника ряда православных святых IV-V столетий: святителей Мефодия Патарского, Кирилла Иерусалимского, Григория Богослова, Григория Нисского, Иоанна Златоустого.Некоторые исследователи связывают укоренение широкого празднования Сретения Господня с утверждением на IV Вселенском соборе (Халкидон, 451 год) догмата равночестного (равной чести) единения человеческой природы Логоса (Слова) Воплощенного с Его Ипостасным естеством, что снимало препятствия богослужебному отображению событий земной жизни Спасителя. В Западной части Христианской церкви праздник стал самостоятельным в конце V-го, а в Восточной – в первой половине VI столетий.

Описываемое Евангелием событие, по мнению многих богословов, стало завершением эпохи Ветхого Завета. «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискуплeнное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…» — писал святитель Феофан Затворник.

Праздник совершается 2/15 февраля, поскольку именно этот день является сороковым после 25 декабря/7 января, Рождества по плоти Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

 

amp-next-page separator