ЕГЭ как мнимое равенство
Недавно мне в руки попался тест на определение коэффициента интеллекта. Поначалу я отвечал на вопросы по-честному, затем мне наскучило логическое выстраивание геометрических фигур и высчитывание различий в цифрах. Я стал тыкать в ответы наобум. И каково же было мое изумление, когда я увидел свой результат – 150! Почти Эйнштейн! Как так вышло?
Три года тому назад я работал учителем английского в московской школе. Учил детей на совесть. Грамматика, произношение, диалоги, умение писать сочинения, читать и переводить. Занимались осмысленно, старательно. Как-то раз мои 11-классники спросили:
- Когда же мы начнем готовиться к ЕГЭ?
Оказалось, другие учителя заставляли своих детей штудировать все варианты тестов – вопросы и ответы. Они превратили подготовку к экзамену в механическую работу, программирование. А остальные практики забросили, ради теста.
Я объяснил: в любом тесте достаточно лишь немного изменить условия вопроса, внешне он будет почти идентичен зазубренному, но выученный ответ уже не спасет. Мне повезло – школьники поверили. И мы продолжили заниматься. Как результат – ни одного провалившегося на ЕГЭ. Но, для меня главное было не то, что ученики попали ручкой в правильное окошко теста – я был рад тому, что поселил в них систему, благодаря которой они смогут учиться и понимать. А тест? Что ж, тест мы пережили.
Разум, воспитанный с детства на тестах, предполагает, что обязательно будет дан правильный вариант ответа, что будет шанс проскочить «на шару». В реальной жизни, где зачастую нужно проявлять известную изворотливость, такое мышление частенько подводит. Правильного ответа под рукой может и не оказаться. И что тогда?
То, что советская система образования, наряду с некоторыми недостатками разумеется, имела и неоспоримые преимущества доказать легко. Достаточно взглянуть на кадровый состав знаменитой Силиконовой долины. Значительная часть исследователей, программистов и специалистов – выходцы из бывшего СССР и России. Наши ученые, инженеры и техники (старой школы) востребованы по всему миру. А сколько Нобелевских лауреатов говорит по-русски… Они учились не по тестам.
Система тестирования дарит равенство. Только равенство это мнимое. Почему? Взглянем на США – все школьники сдают там единый выпускной тест, что-то вроде нашего ЕГЭ. Да вот только ни в один престижный колледж или университет по результатам этого теста не возьмут. Абитуриенту придется сдавать и вступительные испытания. Кстати, не в форме теста.
Тест удобен. Прежде всего – для проверяющего. Не надо задумываться над проверкой ответов – механическая сверка вариантов по шкале, 5 секунд – и оценка. Не надо думать о внутреннем мире сдающего, не надо оценивать его личность. Проверка по трафарету. Понимаешь – что-то в этом процессе теряется. Пропадает контакт. Все же, иногда тесты нужны. Но не тогда, когда выносится решение о судьбе человека. Когда выносишь приговор –человека нужно выслушать. И посмотреть в его глаза.
Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
ЕГЭ меняет лицо: тестовые «угадайки» уйдут в прошлое
Об изменениях в форме единого госэкзамена заявил министр образования страны Дмитрий Ливанов. Тестовая часть ЕГЭ уйдет в прошлое, появится больше устных испытаний.
Новость была встречена с большим одобрением и в ученом сообществе, и в образовательной среде, и у законотворцев.
- Об этом мы давно говорили, надо поднимать диалог между преподавателем и учеником, а не заниматься играми, - заявил «Вечерней Москве» заместитель председателя комитета Госдумы РФ по образованию Михаил Берулава. – «Угадайка» уйдет из образования. Что такое тест? Дается четыре варианта ответа – так или иначе, но какие-то правильные ответы можно будет просто угадать. А что говорить о коррумпированной составляющей? Уходили в тестовую систему, чтобы победить взяткодательство, а в результате стало еще хуже. Думаю, что перемены в форме проведения единого госэкзамена уберут коррупционные лазейки. Тестовый блок «А» уйдет в прошлое (далее...).