Вежливый человек Владимир Путин
Во всяком случае, в своем выступлении на форуме Владимир Путин сделал все, чтобы пробросить какие-то мостки в будущее. В первую очередь, в отношениях с Европой. Америку эпохи правления Барака Обамы он, видимо, уже «списал» за безнадежностью попыток о чем-либо существенном договориться. Помимо чистого бизнеса, конечно.
Кстати, о бизнесе. Вопреки пессимистическим ожиданиям, ПЭФ получился весьма представительным. И хотя порядка трех десятков ВИПов из транснациональных корпораций – кто подчинившись окрику из вашингтонского Белого дома, кто из политической предосторожности, а кто и просто по занятости, не пожелав подстраиваться под график Путина – не приехали в Петербург, никаким бойкотом форума и близко не пахло.
Российский президент в своем выступлении был расслаблен. Полагаю, что он был бы куда менее расслаблен, если бы вернулся из Китая, не подписав газовый контракт на 400 млрд долларов на 30 лет. Сейчас много разговоров, что, мол, этот контракт мог бы быть и повыгоднее для России и для ее бюджета (газовый экспорт в Китай освободили от НДПИ, например), но данный случай – это как раз тот вариант, когда нельзя было не подписывать. Издержки такого сценария были бы куда выше. И именно это обстоятельство, в частности, позволило Путину чувствовать себя хозяином положения.
Уклонившись от ответа на вопрос, признает ли Москва выборы на Украине, он, тем не менее, дал понять, как мне показалось, что вопрос о вводе войск на Восток этой страны пока снят с повестки дня. Пусть поварятся в собственном «шоколадном» соку по рецептам Порошенко (наиболее вероятный победитель), посмотрим, что они там сварят, если не решат проблем федерализации. По газовым вопросам с той же Украиной российский президент изъяснялся в категориях, понятных собравшейся на ПЭФ публике: нам должны 10 «ярдов», контракт признали, скидок в нем не заложено, надо платить. Оснований для новых санкций против России он не видит. Да и, объективно говоря, действовать по принципу «во всем виновата Москва» становится все более нелепым. Как съязвил Путин, в Таиланде землетрясение произошло – тоже мы виноваты?
Самоизолироваться не будем, но и напрашиваться тоже. Запас прочности у российской экономики есть, посмотрим, на сколько хватит хладнокровия Запада смотреть как будут развиваться экономические отношения по лини Москва –Пекин. Забрезживший компромисс с международными платежными системами Visa и MasterCard подтверждают оба тезиса: с одной стороны, российские власти отошли от явно заполошного подхода по принципу «назло дяде Сэму отморожу уши», тем более пока национальной ПС нет. С другой, МПС согласились на изменение правил игры ради хотя и не умопомрачительного по размерам, но все же существенного бизнеса в России.
Однополярный мир не состоялся, в очередной уже раз повторил Путин. Вряд ли с ним на данный момент согласны в Вашингтоне, однако через какое-то время все равно обеим странам придется выстраивать российско-американские отношения заново, почти с чистого листа.
Что касается Европы, то, похоже, что тамошний запал размахивать санкциям перед носом Москвы уже сходит на нет. Хотя и совместное решение по Украине тоже не созрело. Тем не менее Путин заглянул в послезавтра, смело предложив Евросоюзу заключение нового масштабного соглашения. При этом он ненавязчиво напомнил ЕС недавнюю историю вокруг срыва подписания Украиной соглашения об ассоциации. Это соглашение противоречило нашим интересам, мы предлагали обсудить соответствующие вопросы в трехстороннем формате, а нам в ответ отказали – мол, не ваше дело. И что из этого вышло? – риторически спросил Путин. Явно дав понять, что при повторении подобного «хамского» поведения – и еще не раз может тоже что-нибудь такое «выйти».
Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции.