Валентина Львова / Фото: Игорь Ивандиков, «Вечерняя Москва»

Она была свинаркою, казачкою, дояркою…

Развлечения
24 июня день рождения Марины Ладыниной.

Родилась при царе, в 1908 году, умерла при Путине, в 2003-м, запомнилась в фильмах, снятых при Сталине. Части этих фильмов не поможет никакая колоризация. Вряд ли сегодня все повально станут пересматривать «Свинарку и пастуха», если они, конечно, не пишут дипломную работу об истории советского кино.

Хотя да, было время, когда колхозный романтизм процветал. А диалоги, какие были диалоги! Вот например, реплика героини Глаши, сыгранной Мариной Ладыниной: «Так больше наши свиньи жить не могут! По закону им не полагается так жить. Они хоть и свиньи, конечно, но польза от них государству огромная». И звонким таким голосом говорила Ладынина, с негодованием и болью и за свинарник, и за государство. Правда, зрителя эта сельскохозяйственная часть интересовала в меньшей степени, чем любовь свинарки и пастуха Мусаила, встретившихся в Москве на выставке достижений животноводства. И меньше, чем песня про то, что «друга я никогда не забуду».

5 ГЛАВНЫХ ОБРАЗОВ МАРИНЫ ЛАДЫНИНОЙ

Сейчас другие свинарки дружат с другими пастухами, а староверки, перекрестившись, встречаются с черноглазыми строителями объектов Сочинской Олимпиады в сериалах. Лучше ли, хуже ли играют новые актеры – уже все равно, молодежь требует иного качества картинки. Ретушь устарела, пришел фотошоп. Смотреть черно-белые сказки про Ладынину в телогрейке и платке уже не так интересно. И «Кубанские казаки», щедро раскрашенный рекламный щит сталинских времен, тоже не особо хочется смотреть.

Удивительно, но именно монументальная для советского времени фигура Ивана Пырьева, мужа Марины Ладыниной, не выдержала испытания Двадцать первым веком. Есть многие старые фильмы, легенды нашего кинематографа, которые выжили. А фильмы с Ладыниной – не уверена. И, как сейчас выражаются, «иконой стиля» Ладынина не стала, а после развода с Пырьевым (в 1954 году) больше не снималась, не давала интервью и жила затворницей полвека. Она работала в театре Киноактера, из которого ее «попросили» в 90-е годы… Тишина вокруг, никаких мемуаров. А ведь было что вспомнить-то!

Деревенская девушка приехала из Красноярского края в Москву. Доила коров в детстве. Дочь почти неграмотных родителей. И - Институт театрального искусства, МХАТ, одобрительные слова Станиславского. И – Пырьев, второй муж. И – пять (!) Сталинских премий, ордена, слава.Глядя сейчас на эту пару глазами человека, испорченного чтением современных статей в стиле «Как сохранить свой брак», очень хочется понять: Пырьев «сделал» из нее «звезду», или, наоборот, погасил тот свет, который видел еще Станиславский? Загнал навсегда в виртуальный колхоз, в свинарник? Был ли возможен такой поворот, при котором Ладынина играла бы в пьесах Чехова, красиво старела бы у всех на глазах, получала бы цветы каждый вечер на подмостках? Понимаю, что игра в параллельную реальность так же продуктивна, как разгадывание кроссворда. Но неужели и правда «шо?» в «Кубанских казаках» должно было стать потолком карьеры?

Злая ирония – Пырьев расстался с ней после фильма «Испытание верностью». А Ладынина так и осталась ему верна. И остается верна даже после смерти, замурованная в колхозных фильмах.

amp-next-page separator