Икона милующая
Тропарь этой иконы содержит упоминание о её происхождении: «Отцев все Афонское множество, соберитеся, верно празднующе днесь радующеся и светло восклицающе вси в веселии, Божия бо Мати от Ангела преславно воспевается. Темже, яко Богородицу, присно Сию славим».
Согласно церковному преданию, в последней четверти Х столетия на святой горе Афон в келии у церкви Успения Божией Матери в окрестностях Кареи (административного центра Афона) службу несли старец-монах и его послушник. Когда однажды старец был в церкви на всенощном бдении, совершавшему келейное богослужение послушнику в образе монаха явился архангел Гавриил. Когда послушник начал пение молитвы-величания Божией Матери перед иконой «Милующая», небесный посланник, прервав его, сказал: «У нас не так величают Божию Матерь» – и запел: «Достойно есть, яко воистину, блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего … ». Во время пения этой молитвы икона Богоматери просияла небесным светом.
Монах наказал послушнику всегда петь именно такую молитву. В подтверждение истинности услышанных слов незнакомец начертал слова этой молитвы пальцем на ставшем мягким как воск камне. После этого монах-незнакомец исчез, послушник успел спросить у гостя его имя, на что получил ответ: «Гавриил». Вернувшийся с церковного Богослужения старец с изумлением увидел чудесную надпись на камне; свыше ему было открыто, что незнакомцем был архангел Гавриил.
Известие о чудесном явлении Архангела и даровании им новой молитвы вскоре распространилась не только по Афону, но и по всему Христианскому миру. Икона «Милующая» вместе с прежним названием получила наименование «Достойно есть». Одноименная молитва стала неотъемлемой частью Богослужения, со временем она вошла и в состав утренних и вечерних молитв.
После описанных чудесных событий келейный образ поставили в алтаре Успенского храма в Протате (соборного органа управления Афона), где, по некоторым данным, она находится поныне. Плита с небесным «автографом» не позднее середины 90-х годов Х века была перенесена в Константинополь.
Иконография образа «Достойно есть» относится к изводу Киккской, «Милостивой», иконы Божией Матери. Богомладенец восседает на руке Богоматери, Которая держит Его за десницу со свитком. Святой образ покрыт окладом с изображениями на полях ангелов и угодников Божиих. В поздней, современной, святогорской традиции этот образ имеет иконопись на голубом или золотом фоне. Младенец Христос облачен в белую рубашку; Богородица - в красный мафорий (длинное женское покрывало, спускающееся с головы до ног) и светлый плат. На Их главах венцы, корону Божией Матери поддерживают 2 ангела. Вверху иконы изображается Господь Саваоф, Св. Дух и херувимы.
Многочисленные списки иконы «Достойно есть» широко распространены в отечественных храмах. К числу наиболее чтимых московских списков этого образа относится список чудотворной афонской иконы в храме Живоначальной Троицы в Троицкой слободе.
Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции