«Внуково» без профессионалов
Но гибель «Фалькона» в результате столкновения со снегоуборочной машиной на взлетной полосе, предназначенной для правительственных рейсов — это уже край. Каждый день выясняются новые подробности трагического происшествия. В итоге складывается впечатление, что руководство аэропорта делало все возможное, чтобы приблизить катастрофу.«Там такое раздолбайство, что слов нет», — подтверждается данная по горячим следам характеристика одного из руководителей Минтранса.
Показательно, что аэропорт «Внуково» находился в ожидании строгой проверки со стороны Международной ассоциации гражданской авиации. Был ли готов аэропорт к экзамену? Риторический вопрос. Предыдущая комиссия приезжала в 2008 году, когда аэропортом уже руководил генеральный директор Андрей Дьяков. Из 65 замечаний, сделанных международными экспертами, исправлено …5. Не исключено, что директор, который окончил МГИМО и пришел во «Внуково» из нефтяного бизнеса, не слишком понимал, о чем речь. Но тогда зачем было назначать его начальником аэропорта? Впрочем, теперь, учитывая международной резонанс трагедии, Андрей Дьяков ушел в добровольную отставку. Не надо обманываться, это единственная причина отставки.
Выясняется, что техника, которая шныряла по летному полю, не была оснащена оборудованием ГЛОНАСС. Зачем на создание космической навигационной системы были потрачены миллиарды? Мало того, даже проблесковые маячки не на всех снегоуборочных комбайнах стояли. Выручить мог локатор, купленный в Голландии, но, по рассказам персонала, барахлит прибор так, что лучше бы его не было. Например, может перепутать машину с сугробом. Почему вообще локатор надо покупать в Голландии? Радиолокационные системы в нашей стране созданы еще в 1930-х годах. Их роль в защите Москвы в 1941 году неоценима. Самолетные локаторы считались лучшими в мире и вызывали зависть в НАТО. Может быть, западный локатор оказался фаворитом не по техническим параметрам, а исходя из других, понятных выпускникам МГИМО причин?
Тотальная некомпетентность во «Внуково» выглядит трагикомической даже в том, что никто не может выяснить, пьян был или трезв несчастный уборщик Мартыненко. Но если даже это является неразрешимой проблемой, то можно ли с уверенностью говорить, что пилоты и диспетчеры в рабочее время находятся в нормальных физических кондициях? Не так давно выяснилось, что разбившимся под Пермью гражданским самолетом управлял пьяный летчик. У пилота самолета, погибшего с хоккейной командой в Ярославле, была хроническая болезнь ног, из-за чего он не чувствовал педалей тормоза и мешал взлету. А с каких глаз погибший самолет в Петрозаводске вместо посадочной полосы направили на шоссе?
Руководитель полетов во «Внуково» без году неделя закончил стажировку. А роковой ночью за пультом сидела девушка-стажер. Что за беда, если самим «Внуково» руководил дилетант, но, без сомнения, очень обаятельный и всем знакомый человек?
Совсем недавно разбившимся в Казани самолетом управлял настолько неопытный пилот, что он не сумел зайти на второй круг, хотя более примитивный маневр придумать трудно. Создается стойкое впечатление, что причиной большинства трагедий являются кадровые провалы. Это уже массовое явление, пострашнее воздушной ямы.
Излюбленным приемом стало списывание катастроф на человеческий фактор. Но где точка отсчета и с чего начинается человеческий фактор? Во многих отраслях повсеместная практика состоит в том, что профессионалы не в цене, ведь работать с ними неудобно и хлопотно. Поэтому в рост идут удобные люди, а также дети удобных людей. Карьеризм и профессионализм все чаще превращаются в понятия-антиподы.
И это тоже трагедия.
Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции