Валентина Львова / Фото: Игорь Ивандиков, «Вечерняя Москва»

Барабан был стар, Якубович - star

Общество
25 октября 1990 года вышел первый выпуск программы «Поле чудес». Вел передачу Владислав Листьев – элегантный, импозантный, интеллигентный, эффектный, ироничный.

Одним словом, очарована страна была, абсолютно очарована. И игрушек таких на телевидении еще не было в СССР, и автомобилей по городам и весям не хватало даже на приличную московскую пробку. Да что там автомобилей – на холодильник копили годами, порвавшийся провод на утюге изолентой обматывали до последнего, о видеомагнитофонах грезили. Девяностые, которые сегодня называют лихими, только начинались. Казалось, что жизнь можно вращать, как пресловутый барабан, и «Колесо Фортуны» (а так называется западный оригинал «Капитал-шоу») обязательно привезет тебе приз.

«Блюдечко с голубой каемочкой» требовало лишь мелочи – угадать букву, а потом назвать слово. Доступно каждому, не требует особенных усилий. В конце концов, все мы в детстве играли в «виселицу». И главным бонусом был даже не приз, а шанс «попасть в телевизор». С азартом Фрекен Бок, мечтающей выступить в передаче про привидения. Это ж как заманчиво: оказаться на виду у всей страны, отгадать слово «конфета» и помахать завидующим соседям только что выигранным чайником!

Первых победителей «Поля чудес» обсуждали во дворах, на работе, в школах. Все точно знали, что тот мужик, который не вовремя сказал букву «ы» - дурак, а та девушка, которая отгадала две буквы и попала на «переход хода» - хорошенькая, и умница, но не повезло ведь. И фигура Листьева (восторженные эпитеты см.выше) как-то ловко заслоняла почти неприличную примитивность такой игры для «самой читающей страны в мире». А также – практически непристойную погоню за материальными благами в обществе, где «лучший подарок – книга».

При Листьеве шоу казалось милым и забавным. И как оно могло быть иным при мужчине в таких-то поблескивающих очках! Разве может человек в подобных очках вести что-то вульгарное? Да и вопроса такого не задавали, мысль подобная не возникала, до тех пор, пока Листьев не ушел. Это было до его смерти, в ситуации, когда ему стало интересно другое. Надоело ему «Поле чудес», что поделаешь. И тогда, после нескольких проб и ошибок, появился Якубович.

Он сразу стал вести себя подчеркнуто простецки. И не было бы и в этом ничего страшного, если бы не тотальная смена интонации. Листьев играл. Якубович не играет, он снисходительно позволяет выигрывать. И все время подчеркивает, что занимает Высокий пост на раздаче призов. И отчего-то тут же стало ясно: движущими силами тех, кто хочет крутить «Колесо Фортуны», являются жадность, любовь к халяве, тщеславие. Примерно те же качества, из-за которых глуповатый приезжий на вокзале зависает над игрой в наперстки.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции

amp-next-page separator