/ Фото: «Вечерняя Москва»

Погибшее семужье стадо села Териберка

Развлечения
Режиссер Андрей Звягинцев получил за своего "Левиафана" "Золотой глобус" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке". Это очень высокая награда. В истории отечественного кинематографа это второй случай - первый раз награду получил за "Войну и мир" Сергей Бондарчук в 1969 году.

Съемки проходили в Мончегорске, в Кировске и в селе Териберка Кольского района Мурманской области. Казалось бы, теперь эти места прославлены на весь мир. Но глава сельского поселения Териберка Татьяна Трубилина сказала, что против того, чтобы фильм демонстрировался у них в поселении.

"Впечатлений от фильма особых нет. Мы здесь все алкаши, живущие в собственной помойке. С эстетической точки зрения я против показа. Я вообще не знаю, кому этот фильм стоит смотреть".

У меня просто сжалось сердце от этих горьких слов. Как же так? Никакой гордости за свою "малую родину". Я посмотрела в интернете фотографии Териберки. Горечь усилилась. Серо-черные пейзажи, заброшенные дома... Так и захотелось забормотать, как в известном фильме, "как же это все случилось?" Действительно - как?

Посмотрела в википедии про Териберку. Первое упоминание относится к шестнадцатому веку. Рыбаки, охотники. Суровый климат. Экспедиции. Акульи и тресковые промыслы.

Главное развитие поселка Териберка произошло после Великой Отечественной. Тогда в Териберке было два рыболовецких колхоза, две молочно-товарные фермы, птицеферма, две тысячи голов оленей, ферма по разведению норки, рыбзаводы, судоремонтные мастерские, был стадион, Дом культуры, интернат, больница... А в шестидесятые годы центр района перенесли в Североморск. И Териберка стала приходить в упадок.

Ликвидировали колхоз "Мурманец" вместе со звероводческой фермой и рыбзаводом. Оленей передали в другое село. Люди стали уезжать... Дома - пустеть. Териберка - медленно умирать. А в восьмидесятых при строительстве Териберских ГЭС было варварски уничтожено уникальное семужье стадо... В девяностые годы поселок городского типа Териберка преобразовали в село.

[OBJ Трейлер фильма «Левиафан»]

В 2013 году режиссер Андрей Звягинцев снял современную Териберку. Полузаброшенное село, работы нет, развалившийся Дом культуры, и, как правдиво сказала Трубилина, "алкаши, живущие в собственной помойке".

Страшно это как-то. Двадцать первый космический век. Гаджеты. Толерантность. Мультикультура. В конце концов, "Золотой глобус" - мы гордимся.А в Териберке не гордятся. Думаю, не будут гордиться фильмом и в Мончегорске, и в Кировске. Зеркало отражает страшную действительность тех, кто родился не там и не тогда.

Наша сильная страна слишком большая. В этом убеждаешься каждый раз, когда сталкиваешься с репортажами из таких вот дальних уголков. Да и не только дальних, - иногда стоит отъехать за двести километров от Москвы, и убедиться, что где-то вовсе не "мультикультура и космические технологии". Все в наших собственных руках, скажут оптимисты. Да, это так. И я хочу верить, что жизнь вернется в такие вот Териберки, и жители будут гордиться тем, что там родились. Молодец Звягинцев, что снял об этом кино.

И почему-то очень жалко семужье стадо, и оленье тоже.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Пепел «Левиафана» бьется о мою голову

Колонка обозревателя Бориса ВойцеховскогоЧеловек – создание, необычайно странное, и главной странность его является вера. Точнее, желание верить, доходящее подчас до полного абсурда. Шум, возникший нынче из-за картины «Левиафан», - лучшее тому подтверждение.

Российская общественность свято верит в то, что если уж какое-то иностранное кино получает крутую премию, значит, за всем этим стоит политика, не иначе. В прошлом году «Оскар» достался ленте «12 лет рабства». Ну, это потому, там про афроамериканцев, а в США президент сам такой! А «Повелитель бури» получил «Оскар» потому, что там про Ирак, где американцы воевали. А… ну, вы поняли. Мы верим: все не просто так, а с подтекстом. Во всем – заговор (далее). 

amp-next-page separator