/ Фото: «Вечерняя Москва»

За святостью

Общество
Вот и подошло 19 января — Крещение Господне. Самый популярный у нас в последние десятилетия церковный праздник. Если, конечно, судить по ажиотажу, который царит в этот день у храмов.

На Рождество, например, тоже было многолюдно, но только на богослужениях – в церковных стенах. И на Пасху тоже бывают очереди в церковных двориках за освящением куличей и яиц, но обстановка - куда спокойнее, чем в крещенские дни.

А тут – за святой водой очереди длиннющие, страсти в них зачастую кипят нешуточные. Как будто что-то очень дефицитное раздают, и на всех может не хватить. Впрочем, многие и воспринимают крещенскую воду только как чудодейственное снадобье, которым надо запастись вовремя и с достатком. Отсюда и повышенная нервность в очередях. Потому и собирается здесь довольно много тех, кто в храмы заходят редко, если заходят вообще. И в праздник Крещения можно наблюдать такую картину: люди с заготовленной тарой подходят к храму, выстаивают очередь, заполняют бутыли водой и отправляются домой, минуя сам храм. Может быть, кто-то из них уже был с утра на богослужении? Возможно. Но, судя по разговорам в очередях, таких немного. Да и поведение «очередников» чаще всего не похоже на тот настрой, который приходит к человеку после литургии, причастия.

Не раз слышал такие наблюдения и от священников. Они рассказывают, что в этих очередях видят множество людей, которым не вода бы крещенская нужна, а просвещение. Им бы о сути праздника, о сути веры объяснить. Но не та обстановка, чтобы миссионерские беседы вести. Холод, спешка, нервы.

Правда, и в таких ситуациях что-то важное иногда удается сообщить или хотя бы заставить задуматься о происходящем.

Известный проповедник иеромонах Макарий (Маркиш) как-то рассказывал о крещенском эпизоде в ивановском монастыре, где он служил.

Длинная очередь двигалась медленно, едва ли не каждый норовил наполнить с дюжину бутылей, а перепалки разгорались все сильнее. Одна женщина уличала другую, что та «здесь не стояла». Другая требовала: «больше трех банок в одни руки не давать!». Третья восклицала: «Да ты на себя посмотри!». Тут отец Макарий не выдержал и поинтересовался: «А вы зачем, собственно, пришли?». «Как зачем? – был ответ. - За водичкой». «И надо было такую очередь на морозе выстаивать, - вздохнул отец Макарий. – Набрали бы из-под крана. С вашей жизненной позицией эффект был бы такой же. Таинство освящения воды, которые мы совершили, действительно, но для вас оно недейственно».

После этого воцарилась тишина – только журчание воды, да скрип снега. Но потом к раздаче приблизились те, кто не услышал богословского экскурса отца Макария, и ругань возобновилась.

Другой священник рассказывал, как в его храме по завершению богослужения прихожане вышли к раздаче крещенской воды и оказались в конце длинной очереди. Ему показалось несправедливым, что те, кто перед службой отказывался от пищи и питья, чтобы причаститься, выстоял долгое богослужение, теперь вынужден ждать потому, что кто-то подсуетился и занял очередь, проигнорировав службу. Он собрал причастников и провел их прямо к самой раздаче. Тут же раздались возмущенные голоса: «Мы тут с утра стоим!». На что священник ответил: «А нечего было здесь стоять, надо было в храме молиться, исповедоваться, причащаться».

Эти простые слова, вполне вероятно, для кого-то стали откровением, или хотя бы заставили задуматься о том, где же на самом деле главная очередь за благодатью и святостью.

А ведь она – в храме. К Причастию, к Чаше со Святыми Дарами. И получить их в день Крещения Господня – лучший способ отметить этот праздник.

А уж потом можно и крещенской водички набрать. И даже в прорубь окунуться, если здоровье позволяет.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции. 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Окунуться на Крещение – как заново родиться

19 января православный мир отметит Крещение Господне. К этому празднику стали готовиться заблаговременно и оборудовали 59 мест под крещенские купания. За тем, как строили купель на Останкинском пруду наблюдал корреспондент «ВМ».

…Прорубь в виде креста напротив Храма Живоначальной Троицы вырезали обычной бензопилой. Температура на улице около нуля, но толщина льда впечатлила, – 30 сантиметров.

– Нормально, лед выдержит, – заверил присутствующих (меня и двоих работяг) слесарь-сантехник ГБУ «Жилищник» останкинского района Сергей Шаронов.

Вместе с двумя рабочими он быстро собрал деревяно-металлическую конструкцию, по которой в крещенскую ночь москвичи пойдут окунаться в прорубь. (репортаж читайте здесь)

amp-next-page separator