На чем заработать в кризис

Общество
Столичные власти дорабатывают антикризисный план устойчивого развития столицы. Задача сложная. Как показал кризис пятилетней давности, Москва теряет больше других городов. Ведь экономика столицы ориентирована на конечный спрос, на обслуживание финансовых потоков, на наши с вами доходы, которые будут в этом году снижаться.

А на чем же городу зарабатывать? Варианты есть. Например, инновации. Вот конкретный пример. На Каширском проезде, 8, был завод «Гормаш», производивший коммунальную технику. Сейчас на этом месте целый технопарк, куда переезжают новые компактные производства. Причем высокотехнологичные. И московское правительство дает предпринимателям субсидии на развитие бизнеса. И это очень здорово! Москва, я уверен, уже никогда не вернет себе статус крупного промышленного центра. А вот статус центра инноваций, связанных с реальным сектором экономики, мы приобрести можем.

Еще один пример: мои друзья по запатентованной технологии делают плазменное напыление на хирургический инструмент, поршни для автомобилей и т. д. Причем у них есть и западные инвесторы. А производство они перенесли из Великобритании, потому что тут дешевле рабочая сила.

Еще один способ заработать столице: всевозможные образовательные программы.

Ведь Москва — крупнейший в России образовательный центр. Можно и нужно развивать высшее образование, всевозможные курсы повышения квалификации, бизнес-обучение, в том числе антикризисное. Научный потенциал надо использовать по полной программе.

Строительство, торговля, сфера услуг будут зависеть исключительно от уровня доходов населения. Хотя и тут есть любопытные нюансы. Уже очевидно, например, что москвичи в ближайшие годы будут реже менять автомобили: продавать старые и покупать новые. Зато наверняка вырастет востребованность автосервисов: ведь старые машины мы станем чаще ремонтировать! Убежден, что город продолжит вкладывать огромные деньги в строительство метро, новых дорог и развязок. То есть инфраструктурные проекты Москвы позволят жить огромному количеству горожан, так или иначе занятому в строительстве. А еще, я думаю, город мог бы вкладываться в строительство платных дорог, как сейчас это делают федералы с трассой на Санкт-Петербург. Тут главное — найти место под эти трассы, а в их востребованности с учетом московских пробок я нисколько не сомневаюсь.

В общем, в кризис нужна определенная реструктуризация экономики города. Думаю, что она вполне реальна и на самом деле случится.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции

amp-next-page separator