Амур тужур?..
Дело в том, что за последние десятилетия первый железный мост французской столицы превратился в импровизированный мемориал: все 155 метров его длины украшены маленькими замочками с запечатленными на них именами молодожен и их признаниями в любви. Утверждают, что – как минимум – каждая вторая парижская «брачующуюся пара» (таков казенный термин) непременно считает неизбежной частью свадебного ритуала поход на Мост Искусств. Со всей соответствующей специфике момента обязательной программой: с открытием шампанского, с закреплением на чугунных прутьях перил символического символа «страсти на всю жизнь» и с бросанием ключа от «замка любви» в Сену. Короче, нечто в бендеровском стиле: «Киса и Ося здесь были»…
Число амурных замочков – на цепочках и без оных, - облепивших старинное сооружение, не без причины издавна прозванное Мостом Влюбленных, не может не поражать. Мост, перекинутый через Сену от Лувра до Института Франции, то бишь, Французской Академии, плотно оброс замочками, словно днище океанского судна – ракушками. Вес перил вырос в несколько раз, неудивительно, что часть их под весом металлических цацек рухнула в Сену летом прошлого года. Уже тогда столичная мэрия забила тревогу и в порядке эксперимента установила над некоторыми пролетами Моста Искусств прозрачные панно, защищающие перила от влюбленных.
Говорят, что этот первый опыт вдохновил Анн Идальго, мэра-социалистку, входящую в ближний круг президента Франсуа Олланда, на более решительную борьбу с «замками любви» и с сопровождающими их причиндалами. И тогда главным стратегом блицкрига был назначен первый заместитель мэра столицы Пятой республики Брюно Жюллиар.
Теперь по его команде пластиковые панно будут расставлены по всей длине Моста Влюбленных. Предусмотрен и отвлекающий маневр: стараниями парижской мэрии в масс-медиа утекла информация о том, что «в ближайшее время на Мосту Искусств пройдет исключительное артистическое событие с участием признанных международных мастеров». Видимо, весьма романтическое, чувственное, соответствующее «гению места»… А, пока суть да дело, команда слесарей, вооруженных массивными кусачками, пошла в атаку. Свидетельства вечной французской любви срезаются одно за другим и сбрасываются в мусорные баки. «Все должно быть уничтожено за неделю!» - обещают мэрские власти Парижа.
«Чао, аморе!» - пронзительно грустно когда-то пела прекрасная Далида. «Прощай, любовь!» - вторят ей, жрице несчастной любви в шансон, защитники амурной символики Моста Влюбленных. Филеас Фикмон, коллекционер старинных замков и человек большого сердца, призывает всех ревнителей амурной памяти моста, воспетого поэтами, объединиться в общественную ассоциацию, цель которой – защитить право молодожен на «замки любви». А пока эти альковные пассионарии и им подобные продолжают борьбу: активно вешают замки на других мостах Парижа. Дескать, всех не перебьешь!..
«Широкая программа, господа!» - как говаривал генерал де Голль. Ведь в Париже через Сену перекинуто целых тридцать семь мостов. Смелая вылазка влюбленных уже была совершена с успехом на Мосту Архиепархии, стоящем прямо у Нотр-Дам: значительная «колония» замочков образовалась на его чугунных конструкциях. Не избежал интервенции молодожен и знаменитый парижский «русский мост», названный именем императора Александра III… Кто следующий?
Злые языки упражняются: «Если парижская мэрия хочет заняться настоящим делом и поправить свой бюджет, ей надлежит сделать переход по мостам через Сену платным». И в самом деле: на том же самом Мосту Искусств до 1848 года взимали с каждого человека, желающего пересечь Сену, по одному су – такой была мелкая монетка той поры... Впрочем, это, безусловно, в порядке хохмы. Ну, а если серьезно, то «замки любви» на перилах в знак верности пока что ничуть не сказались на статистике разводов в Пятой республике. Каждый третий брак, заключенный во Франции, завершается разрывом.
Во французских песнях «любовь» - «амур» - обычно рифмуется со словом «всегда» - «тужур». В жизни же – увы! – все складывается порой иначе.
Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции