До первой звезды с вентиляторным заводом
Да, у меня была своя жизнь в небольшом городе, были планы и мечты, книжки, семья, друзья, кошка. Талоны на туфли и отрез материи для выпускного. Очереди за колбасой и сыром. Электрички в Москву за другой колбасой и сыром. Загадка еще такая была: «Длинная, зеленая, колбасой пахнет». Правильный ответ: «Электричка «Москва-Тула»».
В этой ситуации, как вы понимаете, избитый лозунг: «Реклама - двигатель торговли» был некоторой насмешкой. Наличие товара – любого – было двигателем торговли. Это как в фильме «Берегись автомобиля» с Деточкиным, который угнал машину, а потом помогает милиционеру, у которого заглох мотоцикл. Тот спрашивает, есть ли трос. А Деточкин рассеянно отвечает, что и не знает, что там есть, роется в багажнике и радостно кричит: «Есть буксир!»
Каждый поход в магазин был такой попыткой Деточкина что-то найти в незнакомом багажнике. Каждый магазин был абсолютной тайной: есть ли там «буксир», сыр, грузинский чай, туфли, туалетная бумага? Понятное дело, продовольственные и непродовольственные магазины были разделены, но в 90-х и это правило исчезло. Рекламировать товары в этих условиях?
Рекламировались банки и финансовые пирамиды. В первую очередь. То есть, рекламировались не САПОГИ, а возможность купить жене сапоги. Леня Голубков, звезда рекламы «МММ» - представитель этого полюса жизни. И, с другой стороны, мы видим феерическую рекламу банка «Империал», снятую Тимуром Бекмамбетовым. Исторические персонажи, иногда – весьма остроумные реплики, эпичность и красота костюмов. Суворов, которому «до первой звезды нельзя», Тамерлан, Нерон, Петр Первый. Кино умирало где-то рядом, не находя спонсоров, но великий Смоктуновский зачитывал пару раз тексты за кадром «Империала».
Всего Бекмамбетовым за пять лет было снято почти 20 реклам про сильных мира сего. Может, и больше бы получилось, но в 1998 году банк был лишен лицензии. Да, кризис. Но даже мне хватило бы ума не стать вкладчицей банка, который тратит столько денег на сочинение псевдоисторического анекдота.
Такой помнится мне реклама юности. Летали иностранные жвачки над пляжами, в гамаках валялись дивы с шоколадными батончиками в руках, смущали прокладки, заставляя опускать очи долу при совместном с мужчинами просмотре телевидения. Но лучше всех был один ролик. Про вентиляторный завод. Когда танцевальный ансамбль со смешными прическами прыгает и кричит: «Вам пора, и вам пора с вентиляторным заводом заключать договорА». Надеюсь, организаторы ретроспективы в «Музеоне» не забудут-не простят.
Так оно и пошло в нашей рекламе – немного жвачки, сока, пафоса и возможности купить САПОГИ. А серьезные вентиляторные заводы работают как-то в тени.
Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции