Время Грина
Когда мне было 16, я самонадеянно заявляла, что знаю о Грине все. Оснований для подобных заявлений было, как мне казалось, достаточно: я прочла все его произведения, изучила биографию и побывала в его домике в Старом Крыму, да еще и нарисовала черной тушью портрет писателя – его чуть странное, будто из камня выточенное лицо со внимательным взглядом темных задумчивых глаз.
Годам к тридцати, перечитав кое-что из его прозы, я начала понимать, что слегка «перебрала» с заявлениями.
Сейчас, в сорок шесть, я понимаю, что на самом деле не знаю о нем ничего и приблизилась к полному пониманию его прозы лишь на каких-нибудь полшага.
Скромный трехтомник Грина мне подарил на седьмой день рождения двоюродный дед, ставший морским офицером благодаря прочитанным в детстве «Алым парусам». Книги долго ждали своего часа на полке – ведь, увы, в них не было картинок. Потом оказалось, что они там и не были нужны: с первых же страниц сами собой рисовались в воображении летящие по волнам корабли, грубоватые внешне посетители прокуренных таверен, прелестные, загадочные женщины и скверные бабы, беспредельно верные и с легкостью предающие друзья.
Я прописалась в придуманной Грином Каперне и вместе с Ассоль совершала бесконечные удивительные открытия, которые были абсолютно не нужны пропахшим потом и рыбой жителям прибрежной деревушки, а позже много раз пыталась догнать Бегущую по волнам, неизбежно теряя ее из виду в соленых брызгах недовольного людьми моря.
Загадка Грина – в непридуманности им придуманного. В тех сильных и мужественных людях, что встречались потом на пути, непременно угадывались черты отца Ассоль Лонгрена, в жадных и жалких хитрецах – Меннерса, а романтики напоминали Грэя. Книжным героям Грина никогда не было тесно жить среди нас, людей, поскольку они и были – нами. И все наши заветные мечты со времен Грина влекут к себе, разворачивая над головой алые паруса надежды.
Время Грина у каждого начинается в свой срок. Его читают, когда тяжело, с ним делят радость и счастье, прощаются с иллюзиями, чтобы тут же обрести новые, им напиваются как вином, но без похмелья и тяжести в душе, им остужают выжигающий душу гнев и оправдывают безумства, совершенные ради любви. И найденный с помощью его книг рай, может статься, находился на расстоянии протянутой руки. Ну а ад мы так часто создаем сами.
Грин прожил очень мало, чуть больше полувека. А память о нем перешагнула из ХХ века в наш, XXI. В интернете, набрав «Алые паруса», вы попадете, в том числе, и на ссылку «прочесть за шесть минут».
От этого горько. Но и это, как ни крути, все-таки память…
Мнение автора колонки может не совпадать с точкой зрения редакции «Вечерней Москвы»
10 САМЫХ РОМАНТИЧНЫХ ЦИТАТ АЛЕКСАНДРА ГРИНА
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Гринландия – страна Алых парусов
23 августа 1880 года родился русский писатель Александр Грин ( Александр Степанович Гриневский). Из-под его пера вышло более 400 произведений.
Грина принято причислять к романтикам или неоромантикам. В его «Гринландии» живут «бегущая по волнам», летающий человек, Ассоль, ждущая Алые паруса. Но это только первый понятийный слой его произведений. Все его повести и рассказы глубоко символичны, поэтому его произведения, безусловно, можно отнести к символической фантастике. Во всех работах писателя обязательно присутствует философско-психологический элемент (далее...).