Русский МАКС показал королям небо в алмазах
В нашем городе родились всемирно известные КБ Туполева, Ильюшина, Сухого, Микояна, Яковлева. А на границе нынешней МКАД – лучшие в мире космические КБ Королева, Глушко, Челомея. Сегодня из пяти Государственных научных центров, связанных с авиацией, три находятся в Москве, два – в Подмосковье. Аэродром, где проходит МАКС,– самый большой в Европе.
Важность МАКС-2015 подчеркивает то, что только что создан новый вид войск – Воздушно-космические силы. Во время салона успешно стартовала самая тяжелая в мире ракета «Протон-М», которая вывела британский спутник на уникальную по параметрам орбиту. Даже скептики признают, что дела в отрасли пошли в гору. Меньше аварий и больше коммерческих заказов, растет производство военных и гражданских самолетов, проходят испытания новые ракеты. Идет строительство космодрома «Восточный», хотя без финансовых скандалов, как у нас заведено, не обходится.
Два года назад впервые с 1999 года на МАКС не приехал Путин. Для знатоков президентского протокола это было знаком его недовольства отраслью. В 2015 году Путин вернулся на МАКС. И это тоже знак. Причем, на этот раз президент открывал авиасалон в окружении высоких гостей с арабского Востока. В том числе, королей Иордании и Саудовской Аравии, традиционно ориентированной на США и никогда не закупавшей у нас военную технику.
Думаю, не случайно авиационную программу открывали полеты вертолета Ка-52 «Аллигатор», который сделан в подмосковных Люберцах. Вертолет может быть адаптирован к «Мистралям», которые стоят без дела во французской верфи и соблазняют нефтяных магнатов Востока. Большой интерес в регионе вызывают военно-транспортный самолет Ил-76МВ и наши зенитно-ракетные комплексы.
Всего портфель заказов «Рособоронэкспорта» достиг рекордной суммы 40 млрд. долл. Из них на авиацию приходится 18 млрд. Несмотря на тяжелый кризис 1990-х, Россия остается второй авиационной державой мира. За Россией -12% рынка военной авиации и 3,5% – гражданской. Последняя цифра является недопустимо маленькой, отражается на экономике отрасли. В советское время за счет продажи пассажирских самолетов СССР держал четверть мирового рынка авиации.
Сегодня мировым лидером стал «Боинг», который 80% заказов получает на пассажирские самолеты. И штампует их, как на конвейере, – 500 штук в год. Россия производит 30 пассажирских самолетов в год, предпринимая титанические усилия, чтобы вернуться на рынок гражданской авиации, который переживает бум и превосходит военный сектор в 2.3 раза. Эти усилия замечают конкуренты, и не случайно, несмотря на все санкции, «Боинг» и «Эрбас» прилетели на МАКС-2015.
Проигрывая авиасалонам в Фарнборо и Ле-Бурже по объему контрактов, МАКС не знает равных в яркости авиашоу и в мастерстве пилотажных групп, где выделяются «Стрижи» и «Русские витязи». В этом году в небо впервые поднялись группа «Крылья Тавриды», сформированная после воссоединения Крыма и России. МАКС остается мировым единственным авиасалоном, который обходится без человеческих жертв.
На многих авиашоу, где техника работает на пределе возможностей, случаются аварии. В 2002 году около Львова во время торжеств в честь украинских ВВС самолет Су-27 врезался в толпу зрителей, погибли 76 человек, 500 были ранены. Пилотов хватило на то, чтобы мастерски катапультироваться. На авиабазе США Рамштайн в Германии в 1988 году три штурмовика MB-339 столкнулись, и под обломками вместе с пилотами погибли 70 человек и 400 были ранены.
На МАКС таких инцидентов удается избежать за счет высокой дисциплины и отличной организации. Значит, и это может быть нашим козырем. Правда, в небе. Хорошо бы, еще и на земле.
Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции "Вечерней Москвы".