«Метод». Маньяк Хабенский может обаять
Началось с понедельника, с утра – сплошное «смотрел», «видел», «а как тебе»? Иначе и быть не могло – на фоне десятков вялых, слюнявых сериалов, где чувства давно заменены «чуйствами», «Метод» явно выделяется. Хотя, конечно, зрелище получилось не для слабонервных.
Кто-то сходу увидел в «Методе» преемника американского сериала «Декстер», главный герой которого Декстер Морган, вымышленный серийный убийца, работает судмедэкспертом в полиции Майами. Спорить не будем – сходство между американским и нашим обуздавшим себя маньяком и правда прослеживается. Но все же сериал Быкова я воспринимаю как оригинальный, и вовсе не потому, что с «Декстером» у нас знакомы далеко не все. Наш, мне кажется, «скручен» тоньше и психологичнее. Во всяком случае, показанный «первый сезон».
В качестве одной из претензий к сериалу услышала про отсутствие динамики. Ерунда. Быков – режиссер глубокий, пустых кадров у него нет. И динамики в фильме нет лишь для того, кто привык скользить по сюжету как нож по маслу, не зарываясь в его глубину, наслаждаясь поверхностью и поверхностностью. Это много проще, чем обдумывать, к чему режиссер остановил тут камеру, почему «посмотрел» туда или сюда, в чем смысл брошенного взгляда, попавшего в поле зрения предмета, карандаша в руках, оброненного слова.
Главный же камень преткновения, конечно, это сама тема сериала. Она жестока до оторопи, это правда. Но правда и в том, что в нашей жизни, увы, все это присутствует. И когда мы жалуемся на усталость от сериалов любовных и требуем чего-то иного, то чего ждем, на самом деле? Чего – другого? Другое-то – вот оно.
[CDNVIDEO Трейлер телесериала "Метод"]
Жизнь хороша разнообразием. Пусть будут и «Рабыня Изаура», и наши сериалы про приезжих Золушек, и «Оттепель», и «Московская сага». Пусть будет и «Метод» - как представитель противоположного сериального вида. А почему нет? И спорить о его праве на жизнь можно до хрипоты – его появление на экране столь же немыслимо и возмутительно для любителей мыльных опер, как для поклонников триллеров – многосерийная халва про любовь Принца и Нищенки.
Весьма непростой для восприятия «Метод» сам режиссер Юрий Быков считает жанровым кино «с элементами условности, символов и метафор». Есть в сериале и социальный подтекст. Но главное – в нем есть импульс к размышлениям о том, как велика в нашей жизни роль внутренней воли, сил, желания жить как человек, а не как маньяк, ведь герой Хабенского, борясь с собой, ценой огромных усилий сдерживает в глубинах своей души некий метафизический вентиль, не позволяя злу прорваться наружу. Случай один из миллиона? Возможно, да, еще и киношный. Но – тем не менее.
Что же касается актерской игры, то в «Методе» она намного выше – по сравнению с кучей его сериальных «собратьев». И тонко структурированный Меглин при всей своей сумасшедшести не лишен какого-то патологического обаяния. Это, кстати, еще одна «фишка» «Метода» - рассказ о притягательной силе зла, которое бурлит в главном герое, как суп под крышкой. Которая, не дай бог, слетит.
Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции "Вечерней Москвы".
ДРУГОЕ МНЕНИЕ
Нестрашная сказка на ночь. Не наш «Метод»
Колонка нашего обозревателя Ксении Петровой
Согласитесь, очень сложно вновь придумать велосипед. И для чего? Ну, например, велосипед, который будет приспособлен исключительно для наших дорог: в рытвинах, колдобинах и выбоинах. Ну, если так, то можно закрыть глаза и представить, что действительно велосипед изобрели. Всякое бывает... В сериалах тоже.
Сериал «Метод», премьерные серии которого прошли на «Первом», ждали и поклонники западного «мыла», разумеется, чтобы сравнить с американскими аналогами «умных детективов», в том числе и нашумевшего «Декстера», и зрители, которые, прямо скажем, не привыкли к столь жестоким сценам насилия и неоднозначным персонажам на экране. (далее)