Кирилл Привалов

Десять лет спустя

Общество
«Следствие закончено, забудьте». Сказавший мне это вряд ли помнил о прекрасном франко-итальянском фильме с таким названием, снятом едва ли не полвека назад Дамиано Дамиани под музыку Эннио Мориконе.

Нет, просто-напросто чиновник из службы коммуникации парижской префектуры полиции не захотел говорить с журналистом, тем более – с российским. Я же позвонил в главное ведомство по обеспечению порядка во французской столице, чтобы получить комментарий по поводу десятилетия, минувшего с потрясших Пятую республику «цветных» волнений в парижских окраинах. Между тем нынешний миграционный кризис живо напоминает об этом.

Напомню, тогда – 28 октября 2005 года – двое мальчишек из семей арабских иммигрантов (из Туниса и Мавритании), убегая от полиции после мелкого нарушения, спрятались в трансформаторной будке, где и сгорели заживо. То, что потом началось в «нежной Франции», ранее предвидеть не решались даже самые смелые фантасты. Как по мановению волшебной палочки, массовые беспорядки на несколько недель кряду вспыхнули по пригородам большинства мегаполисов. Так, только в ночь на 8 ноября в 226 французских городах были сожжены 1173 автомобиля!.. В Тулузе и Лионе, Страсбурге и Марселе мобильные группки погромщиков с закрытыми капюшонами лицами нападали, порой с дробовиками, на полицейские участки и забрасывали бутылками с зажигательной смесью машины медиков и пожарных, громили магазины и поджигали школы…

Восстановить относительный порядок политики и министры Пятой республики смогли лишь после того, как ввели на несколько месяцев режим чрезвычайного положения и роздали обитателям иммигрантских кварталов велеречивые обещания их «безоблачного, розового будущего».

Сколько воды утекло в Сене и Роне с той поры! Не приспело ли теперь для французских властей предержащих время рапортовать о реализации обещанного? Как-никак, а десять лет в ассимиляции иммигрантов – срок отнюдь не малый. Тем более – на фоне нынешней, новой волны пришельцев, опять же преимущественно арабских, в «единую Европу».

«Говорить об исторических событиях десять лет спустя – дело весьма деликатное», - цитирует представителя министерства внутренних дел Франции мой коллега из парижской газеты «Монд» Лоран Борредон. – Складывается впечатление, будто французские блюстителя порядка решительно не желают даже заикаться о таком и по сей день чувствительном сюжете, как волнения в иммигрантских пригородах. «Немножко смертоносная тема, не правда ли?» - не без издевки замечают чиновники».

По большому счету, посочувствовать им можно. Французские функционеры полицейского ведомства лишь старательно продолжают линию их шефа – министра внутренних дел Бернара Казнёва. Тот же не скрывает, что давно и прочно ненавидит масс-медиа. Впрочем, несложно понять: на поле европейских баталий вокруг нового переселения народов из Сирии, Ливии и иже с ними никакой свободы маневра у французских властей и в помине не остается. Другой вопрос: надолго ли мирно?

«В любой момент окраины французских городов готовы взорваться, - утверждает Нордин Набили, директор популярного интернет-ресурса «Бонди Блог». - 2005 год стал истинным шоком для французского общества, но власти никаких выводов из тех событий не сделали. За исключением – спекулятивных, политических. В 2012 году более шестидесяти пяти процентов жителей департамента Сен-Сен-Дени (самого «иммигрантского» в Парижском районе – К.П.) проголосовали не за Франсуа Олланда, а против Николя Саркози, который был в 2005 году министром внутренних дел. Сегодня же социалистический режим представляет собой сплошное разочарование для жителей пригородов».

И, правда, в Сен-Сен-Дени, густонаселенном иммигрантами департаменте на севере Парижа, уровень безработицы выше, чем в других регионах, - 23 процента. А среди молодежи в возрасте до 24 лет он еще больше: 42 процента! На севере Парижа, всего в четырех километрах от Нотр-Дам, прогрессирует туберкулез и в школах не хватает учителей, есть кварталы, куда кареты скорой помощи отказываются ехать потому, что их закидывают камнями… Это не Сирия с ИГИЛ и не Ливия без Каддафи, а «нежная Франция». Точнее – то, что от нее еще осталось. А скоро, после идущего полным ходом массового переселения в Пятую республику новой волны мигрантов, ситуация сложится еще тревожнее.

И все больше французов осознает эту неизбежную опасность. Если верить недавнему социологическому опросу, проведенному Французским институтом изучения общественного мнения (Ifop), Пятая республика является европейской страной, критичнее других относящейся к притоку иммигрантов. 46 процентов потомков галло-римлян решительно отрицают столь близкую, скажем, немцам идею о том, что «долг их страны – предоставлять кров несчастным, спасающимся от войн и нищеты». Более того: 63 процента французов считают, что их страна «уже приняла достаточно иностранцев и что для новых пришельцев больше места нет». Совсем другого мнения, известно, руководители Евросоюза во главе с Германией.

«Если повторятся волнения десятилетней давности, французская полиция и на этот раз вряд ли найдет противоядие, - утверждает известный криминолог Ален Боэр, бывший советником президента Николя Саркози по вопросам безопасности и борьбы с терроризмом. – В 2005 году поражали стремительный взрыв насилия, его моментальное, организованное – такое складывается впечатление – возрастание. К тому же погромщики уже тогда действовали на редкость слаженно, мобильными группами. Есть опасения, что завтра они будут еще более решительными в случае нового взрыва ожесточенности».

А завтра, как известно, начинается вчера. Так, кстати, говаривал и один из героев бессмертного романа «Десять лет спустя». Впрочем, Александр Дюма-отец при всем его неуёмном воображении и представить не мог тех абсурдных испытаний, через которые социалистической Франции приходится сегодня идти.

amp-next-page separator