Анталия после Парижа
После теракта в Париже, который произошел накануне открытия саммита, стало очевидно, что влияние «двадцатки» на мировые процессы становится призрачным. Президент Франции Франсуа Олланд не приехал в Турцию, вынужден разгребать трагические последствия терактов.
Накануне вылета в Анталию президент Путин сказал, что победить международный терроризм можно, только если все мировое сообщество объединится. Это далеко не первый призыв российского президента создать единый антитеррористический фронт. Пока эти призывы остаются без ответа. Изменит ли ситуацию саммит в Анталии? Дальнейшее промедление может быть больше, чем ошибкой. Преступной политической близорукостью.
В первый же день состоялась получасовая беседа президентов Путина и Обамы. Пресс-службы скупо сообщили, что речь шла о терроризме, ситуации в Сирии и лишь немного об Украине.
Президент Обама впервые выразил соболезнования в связи с крушением российского самолета А-321 в Египте. На исходе дня стало известно, что США и Франция решили ужесточить бомбардировки позиций ИГИЛ. Опять по отдельности и вразнобой? Вряд ли эта новость сильно встревожила боевиков.
Можно ли победить терроризм, если не докопаться до корней? Дипломатический этикет на саммите соблюдается неукоснительно. И потому причина останется в тени. Но именно Америка подтолкнула Европу к трагедии. Силовое навязывание всему миру собственных политических ценностей делает Америку похожей на повара с Манхэттена, который заставляет посетителей поедать свой любимый гамбургер. «Что верно для Америки, верно для всех демократий, - провозгласил президент Обама на Генеральной ассамблее ООН. – Кто с Америкой, тот на правильной стороне истории».
Гибель Ливии, хаос в Ираке, перевороты в Египте, война в Сирии, резня в африканских станах, лавина из сотен тысяч беженцев в Европе – везде маячит Америка, которая диктует свои представления о миропорядке. Можно было бы сказать, что теракт в Париже – это бумеранг. Но океан бумерангу перелететь слишком сложно. Бумеранг ударил по Европе, которая следует в фарватере американской политики, забыв о национальных интересах.
Свержение законных правительств открывает путь террористам. Под барабанный бой демократических лозунгов Америка на блюдечке с голубой каемочкой делает щедрый подарок боевикам всех пошибов. И, кстати, почему Америка, которая контролирует все финансовые потоки и перекрывает кислород оппонентам, не наложит вето на продажу нефти, которая служит экономической базой террористов? Не оттого ли снисходительность, что одних террористов Америка опекает, с другими – формально, так что результатов не видно, воюет? Подготовка сирийской оппозиции обернулась тем, что оппозиционеры стаей ушли в ИГИЛ. И убивали людей в Париже вовсе не сторонники президента Асада.
Что дальше? Можно петь на улицах «Марсельзезу». Можно усыпать мостовые цветами. Можно погасить огни на Эйфелевой башне. Но дальше? Госсекретарь США Керри сравнил теракт в Париже с новым фашизмом. Несколько десятилетий назад гитлеровский фашизм был побежден общей коалицией. Или слова о новом фашизме – лишь красивый оборот для новых комбинаций? Саммит в Анталии поможет увидеть, готовы ли политики дать ответ на этот вопрос.
Саммит «двадцатки» - светское мероприятие. А политика – самое циничное занятие на свете. Но мне кажется, что лидерам двадцати самых успешных стран стоило бы всем вместе помолиться за Париж. Пусть религии у всех разные, но в данном случае молитва может стать первым общим делом.
Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Варвары нашего времени. Их создали. Они пришли
«Война в центре Парижа» — с такими заголовками вышли утром в субботу французские газеты. Политики призывают народ немедленно сплотиться и дать отпор терроризму. Сегодня число жертв терактов достигло 129 человек. Еще 352 ранены. 99 из них находятся в критическом состоянии.
Ночью с минувшей пятницы на субботу самым страшным эпизодом был захват заложников в концертном зале Bataclan, где погибли около 100 человек. Террористы устроили стрельбу в ресторанах, взрывы прогремели на стадионе Stade de France — здесь проходила товарищеская игра между командами Франции и Германии. В момент теракта на вип-трибуне находился президент Франсуа Олланд, которого немедленно эвакуировали. (подробнее читайте здесь)