Сергей Лесков

Перейдет ли Иран дорогу России?

Общество
С понедельника с Ирана снята значительная часть санкций. И это может коснуться любого равнодушного к большой политике человека. Иран, который во время санкций продавал всего 1 миллион баррелей нефти в день, уже сообщил, что увеличит поставки на 0,5 миллиона. А к концу года дойдет до 2 миллионов. Возможности для роста у Ирана обширные. До санкций Иран поставлял на рынок 3 миллиона баррелей и входил в пятерку крупнейших продавцов нефти.

Переизбыток предложения на рынке сегодня оценивается в 1,5 миллиона баррелей в день. То есть Иран сразу добавляет 30 процентов в полностью заполненный стакан. Где найдутся покупатели? Индия уже объявила, что готова брать больше нефти у Ирана, который по запасам находится на 4 месте в мире. Рынок отреагировал на возвращение Ирана новым падением цен. За 2 недели – уже 10 долларов. Думаю, неизбежно новое снижение. И сам Иран, чтобы вернуть себе позиции, готов демпинговать и отвоевывать пространство.

Означает ли это новый удар по российской экономике? Зачем мы тогда способствовали отмене санкций, наложенных на Иран 30 лет назад, если в результате понесем убытки?

Все-таки сиюминутная цена на нефть – не единственный фактор, который влияет на состояние экономики и на выбор политической стратегии. После отмены санкций Иран получает доступ к 50 миллиардам долларам, которые были заморожены в западных банках. Пока Россия для Ирана – 7-й по объему торговли партнер (1,5 миллиарда долларов). Возможности для роста сотрудничества широкие. Прежде всего, вторая очередь АЭС в Бушере, что оценивается в 10 миллиардов долларов. Подписано соглашение о двух новых блоках. Есть совместные проекты по разведке месторождений и электрификации железных дорог. Кроме того, Иран выражает заменить Турцию на рынке продовольствия.

Иран – одна из немногих стран, куда Россия продает высокотехнологичную продукцию, это 54 процента нашего оборота. Наращивание этого рынка – одна из задач, поставленных президентом перед нашей экономикой. Иран может приобрести 100 самолетов Сухой Суперджет и 15 самолетов Ту-204. Не исключено производство российских самолетов в Иране с самым высоким уровнем образования на Ближнем Востоке, 14 процентов населения имеет университетский диплом. Наверняка вырастут и поставки вооружения. Уже отменено эмбарго на зенитный комплекс С-300, который нам пришлось наложить в 2007 году.

Наши приобретения могут быть значительно больше, чем экономические дивиденды. Когда Америка решила развертывать в Восточной Европе противоракетную систему, утверждалось, что это защита от Ирана. Мы доказывали, что это уловка и системы направлены на Россию. Это ключевой момент обострения наших отношений с Западом и роста военных расходов. Но теперь Иран вроде бы вышел из-под подозрений. Значит ли это, что систему ПРО в Восточной Европе не надо строить? Это тест на честность для американских политиков.

И, конечно, не надо забывать, что Иран – наш союзник по Сирии. Реально только Иран может предоставить воинские соединения для наземной операции в Сирии. Союзник должен быть экономическим сильным, а не скрести по сусекам.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции.

amp-next-page separator