Государство могло бы помочь
Неужто дать капитализму со звериным оскалом перемолоть эти судьбы, выставив людей на мороз. Ситуация осложняется, конечно, тем, что речь идет о людях, которые в свое время в принципе могли позволить себе замахнутся на покупку квартиры. А уж термин «валютные ипотечники» вызывает в наших постсоветских генах нездоровый зуд социальной зависти, согласно которой пусть лучше у соседа корова сдохнет, чем у меня ее не будет. Мы вообще не очень умеем сочувствовать чужим проблемам, призывать к помощи третьим лицам, если только это не совсем несчастные создания – нищие, в рубищах, а то и на костылях и слепые. Валютные ипотечники, конечно, на такой статус не тянут. В основном, прилично одетые люди и говорят не по фене. Какое к ним, казалось бы, может быть сострадание?
Хотя, как ни покажется кому-то удивительным, согласно соцопросам, простые россияне в большинстве своем как раз считают, что бравшим кредиты на жилье в валюте надо пересчитать долг по льготному курсу. Но проблеме уж более года, а законодательного решения нет. И вот это как раз самое странное.
Правительство пока не намерено менять правила игры, ориентируясь на банкиров. А те придерживаются рыночной точки зрения, разделяемой частью общества. Мол, сами виноваты, надо бы просчитывать риски. И когда доллар был по жалкие 28 рублей, а то и по 23 рубля, а из телевизора вещали как бы авторитетные экономисты, предсказывая его скорый и неминуемый крах, обыватель должен был не верить пропаганде, выключить телевизор и засесть просчитывать риски. Или ожидать подвоха от ЦБ, решившего отменить валютный коридор и собственную обязанность держать рубль стабильным. То есть ЦБ не виноват в обвале рубля, а обыватели, которым зачастую просто не давали рублевый кредит, навязывая валютный, виноваты.
Даже в насквозь капиталистической Америке во время ипотечного краха 2008 года по отношению к должникам действовали порой куда мягче. И оперативно разработали программу реструктуризации долгов. Многие банкроты сохранили жилье, а часть долгов была переписана на государство. Вы думали, янки действовали в этих случаях исходя сугубо из альтруизма? Если бы. После выселения выставленное банками на продажу жилье все равно не купят по прежним ценам, банкам будет убыток, экономике в целом - ущерб. В России количество нераспроданных новостроек и так резко выросло. Вываленные на рынок изъятые по долгам за ипотеку квадратные метры еще более ухудшат ситуацию. Это собьет цены на жилье в целом. В частности, квартиры тех, кто осуждает «валютчиков», мол, сами виноваты, тоже станут стоить дешевле.
Некоторые банки, понимая ситуацию, что нельзя выгонять на улицу «куриц», несущих им «золотые яйца» в виде процентов, сами идут на пересчет кредитов по льготному курсу. Кто по 60, кто по 65. В результате индивидуальных переговоров кредиторов с должниками число валютных ипотечных заемщиков за прошлый год сократилось. По данным одного из четырех банков-крупнейших игроков на рынке валютной ипотеки, за 2015 год количество валютных ипотечных кредитов снизилось на 5,3 тысяч единиц (или на 23 процента) при снижении объема валютного ипотечного портфеля с $2,5 миллиардов до $1,7 миллиарда (на 31 процент). А всего валютных ипотечных кредитов около 17 тысяч, почти все они сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге. Так, банк ВТБ-24 оценивает «валютчиков» в 0,5 процента от общего числа ипотечников, а суммарную задолженность в 126 миллиардов рублей, или 3 процента от всего ипотечного рынка.
В Думе называют другие цифры, оценивая долю валютных заемщиков в 4 процента. В любом случае, число попавших под каток девальвации рубля вроде бы невелико. Надо ли этими людьми пренебречь, выказав приверженность суровым, но справедливым законам рынка? Мол, почему это я, налогоплательщик, должен расплачиваться за этих пытавших выгадать на падающем долларе бедолагах? Пусть хлебнут лиха по полной маме. Ах, если бы вы, гражданин налогоплательщик, платили только за этих людей.
У нас некоторые любят взывать к законам рынка, пока они костлявой рукой не берут за горло их лично. Как будто на дворе не ХХI век, а диккенсоновский капитализм, а в Конституции у нас не записано про «социальное государство». Но если всякий раз бросать людям в лицо «сами виноваты», то можно очень далеко зайти. Ведь то же самое можно сказать вообще о всех, кто берет ипотеку и в рублях, под несусветные для приличных стран проценты. Если они окажутся на грани банкротства - милости просим на улицу. «Сама виновата», - можно бросить в лицо многодетной матери, не просчитавшей риски и родившей детей. «Сами виноваты» -принцип применимый к погорельцам, которым помогает государство, то есть опять же за наш, налогоплательщиков, счет, если эти люди не купили вовремя страховки. Или к жертвам наводнений или иных стихийных бедствий. Тех, кто не следит за своим здоровьем, можно не лечить бесплатно – сами виноваты. Кого унесло на льдине в открытое море - не спасать, пусть тонут, им будет урок. И так далее.
Да если бы законы такого дикого капитализма без государственного участия работали бы применительно еще ко всем в равной мере. Так нет же. Есть у нас тех, кто более приближен к бюджетным потокам, и те, кто от них далек, как от созвездия Альфа Центавра. А разве не ЦБ в прошлом году разрешил банкам пересчитать нормативы достаточности капитала по льготному курсу на сентябрь 2014? Таким послаблениям воспользовались минимум половина из топ-30 крупнейших российских банков. А разве не государство помогает за счет бюджета крупнейшим госкорпорациям, покрывая громадные убытки, образовавшиеся в результате работы по далеким от принципов честного рынка и прозрачной конкуренции проектам? Наконец, разве не разрешили валютным ипотечникам Крыма пересчитать свои долги в рубли по курсу на 18 марта 2014 года? Крымчане ведь такие же теперь граждане России, как все прочие.
Речь ведь не идет о том, чтобы списать долги полностью. Речь о том, чтобы не лишать людей жилья, выдавливая их на улицу и одновременно на рынок тысячи неликвидных квартир. Надо найти варианты, когда люди могли бы платить на приемлемых, выполнимых условиях, не хуже и не лучше, чем у рублевых ипотечников. И роль государства, особенно претендующего на роль «социального», мне кажется, состоит в том, чтобы выступить эффектным посредником в переговорах межу банками и заемщиками с тем, чтобы выработать компромиссные правила игры, а не самоустраняться, делая вид, что у нас на дворе «викторианская эпоха», когда творил свои страшные произведения Чарльз Диккенс.
Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции.
МНЕНИЕ "ПРОТИВ"
Почему я должен расплачиваться
Колонка обозревателя Никиты Миронова
Валютные «ипотечники» — люди забавные. Чисто дети! Сначала, пытаясь сэкономить, берут долларовый кредит на квартиру. Оно, конечно, вроде бы выгодно: 5 процентов в валюте против 12–13 в рублях.
С одним условием — если доллар не дорожает. Ребята, вы в своем уме?! Да доллар за последние 22 года подорожал почти в 20 раз! Вероятность того, что за 10–15 «ипотечных» лет он по отношению к рублю останется на прежнем уровне, равна нулю! А по-другому и быть не может. Капитализму в России еще и четверти века нет, ничтожный, мизерный срок. Плюс вся наша экономика, а значит, и курс рубля зависят от цены на нефть и газ. Поэтому курс национальной валюты будет «скакать» еще десятки лет, повторяя цены на углеводороды.
Неужели это непонятно? Так зачем же валютную ипотеку брать, если вы не в валюте зарабатываете?! Ну ладно, случилось. «Попали» вы с кредитом. Очень больно и обидно, согласен. (далее)