Хрупкое перемирие в Сирии

Общество
Президенты России и США договорились, что с 27 февраля в Сирии устанавливается перемирие. Непосвященный человек может решить, что Россия и Америка воевали друг с другом. Но непосвященных в конфликт на Ближнем Востоке днем с огнем не найти. Договоренность Путина и Обамы означает, что они поставили на кон свой авторитет и способность взять под контроль своих сторонников на Ближнем Востоке.

Военные действия будут продолжены только против объявленных ООН вне закона ИГИЛ* и Джабхат ан-Нусра. ИГИЛ несмотря на то, что с ним воюет весь мир, продолжает контролировать 70 процентов территории Сирии. А вот Джабхат ан-Нусра в провинции Идлиб находится в тесном котле с другими группировками. Надо развести позиции, и это требует согласия и времени.

Мне показалось, что президент Путин зачитывал текст соглашения о перемирии с большим волнением. Я лично таким взволнованным его еще не видел. Каковы могут быть причины? Путин осенью говорил о временном характере операции в Сирии. И, похоже, «Сирийский гамбит» России переходит в эндшпиль. Пора зафиксировать достигнутые успехи в стабилизации режима Асада и в ослаблении джихадистов. О военном свержении Асада, что казалось предрешенным, оппозиция уже не мечтает. Территория контроля расширена до размеров так называемой «полезной Сирии». Это западная часть страны, которая примыкает к морю. Здесь проживает 80 процентов населения, находятся крупные города и промышленные центры.

Силами курдов фактически перекрыта граница с Турцией на севере. В Москве недавно открылось представительство Сирийского Курдистана. Осталось перекрыть границу с Турцией в провинции Идлиб, где этому мешает Джабхат ан-Нусра, и границу с Иорданией на юге. Для расширения территории у Асада недостаточно людских ресурсов. Даже взять под контроль Алеппо, промышленный центр на севере, вряд ли получится. Не надо строить из себя Наполеона – в войнах побеждают реалисты.

Сейчас важно заморозить выгодную для России ситуацию и не допустить открытия новых фронтов. А такая опасность существует. Турция и Саудовская Аравия не скрывают планов о наземной операции в Сирии. Для России это означает риск прямого столкновения с новым противником с непредсказуемыми последствиями. Эскалация России не выгодна. Это массированные авиаудары и жертвы среди мирного населения. Не случайно на Западе заговорили о плане "В" и новых "сирийских санкциях" против России. Хотя доказательств жертв среди мирного населения не имеется.

За несколько дней дипломатам России и США необходимо убедить все стороны прекратить огонь. В Сирии не менее сотни вооруженных группировок. В каждой деревне своя армия. Некоторые уже согласились на перемирие. Другие колеблются. Война – это большой бизнес, поэтому пушки никогда не наговорятся. Асад согласился на перемирие при условии, что террористы не будут использовать его для улучшения своих позиций. Наверняка, подобные условия слышат и американские дипломаты. Это ситуация, которая называется «хвост виляет собакой». И вообще, хватит ли времени для того, чтобы довести ультиматум до всех группировок?

Без сомнения, для России очень важно, что самим фактом перемирия США признали наличие на Ближнем Востоке двух равновеликих центров силы. Впервые за долгое время США признали геополитический паритет и сочли за лучшее говорить с Россией на равных. Но станет ли контакт, который найден на Ближнем Востоке, мостиком для поиска общего языка в других конфликтах, сказать пока невозможно.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции "Вечерней Москвы".

* ИГИЛ - группировка, запрещенная на территории РФ по решению Верховного суда.

amp-next-page separator