Фото: unknown

Аура литературного отшельника

Развлечения
Что значит «большой писатель»? Многотомное собрание сочинений в добротном переплете? Экранизации с популярными артистами в главных ролях? Присутствие в вечерних новостях? Включение отрывков в школьную программу? Или жизненный успех, способность хорошо зарабатывать литературным трудом?

Дмитрий Бакин не удовлетворяет ни одному из названных критериев. Написал критически мало, практически все, включая незавершенное, уместилось под одной обложкой. Кажущаяся скупость действия в его рассказах вряд ли привлечет кинематографистов. Теленовости, узнаваемость, школьные уроки литературы, коммерческий успех — все это не имеет никакого отношения к писателю Бакину, раз и навсегда выбравшему литературное отшельничество.

И все же это самый, быть может, большой русский писатель начала XXI века. Потому что все вышеперечисленное вторично. А первичен — всегда только текст, он же у Бакина безукоризнен. Не то что необязательных слов нет — даже их порядок в одном предложении продуман так тщательно, как иные прозаики продумывают хитросплетения сюжета. И — фирменный знак! — в каждом, буквально в каждом предложении читателя ждет находка.

То неожиданный, но удивительно точный эпитет. То вдруг блеснет сравнение, сразу дающее ходу повествования новый смысл. То появится исповедальная интонация, обладающая какой-то даже библейской аурой. Текст сбит столь плотно, что ни один кирпичик не вытащишь из этого словесного архитектурного здания. Русский язык здесь предстает в своей максимальной выразительности, которой порой от него даже не ожидаешь.

И в то же время читать эту прозу невероятно трудно. Дело даже не в медленно развивающемся сюжете и почти полном отсутствии диалогов. Экзистенциальные герои Дмитрия Бакина мучительно одиноки в этом мире, в его рассказах разлиты тяжесть жизни, несчастья и неуют. Но это позволяет заглянуть в те потаенные глубины человеческой души, которые и призван исследовать настоящий писатель. На эту задачу работает каждая деталь в рассказах Бакина. А уровень обобщения у него просто космический.

Не случайно же, несмотря на то что проза Бакина малоизвестна в России, его рассказы включены в престижные западные антологии. Пришла пора узнать их и нам.

Мнение колумниста может не совпадать с точкой зрения редакции «Вечерней Москвы»

amp-next-page separator