Политолог Георгий Бовт, колумнист «ВМ» / Фото: Анна Иванцова, «Вечерняя Москва»

Как энтузиазм пришел на смену ГУЛАГУ

Общество
Сейчас, когда вдруг прозвучало предложение обложить налогом тунеядцев (людей, не работающих без достаточных оснований), стоит вспомнить одну примечательную годовщину.

17 мая 1956 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «о направлении молодежи на важнейшие стройки и предприятия в восточных и северных районах страны».

Тунеядцев тогда не налогом облагали, а сажали, напомним. Между тем, к середине 50-х годов страна в общем уже вступила на путь послевоенной демобилизации, в том числе в области трудового законодательства. За прогулы или опоздания на работу более не заводили уголовных дел. Вновь появилась возможность уволиться по собственному желанию. В то же время, хотя первые успехи в восстановлении промышленности страны были налицо, последствия войны были столь ужасны, что и к середине 50-х дел было непочатый край. К тому же коммунистическая партия, возглавляемая тогда Никитой Хрущевым, задумала осваивать в промышленном плане новые, ранее отсталые территории.

Модель экстенсивного развития коснулась и сельского хозяйства. Именно поэтому, в частности, вместо вкладывания больших сил и средств в среднюю и черноземную полосы России, импульсивный генсек придумал осваивать целинные земли в казахстанской степи. В результате русское село еще долго прозябало в тени столь амбициозных проектов. Целину начали осваивать в 1954-м. Это стало первым масштабным молодежным призывом. На целину отправляли чаще всего по так называемым комсомольским путевкам, но не только. Метод мобилизации был зачастую «добровольно-принудительным»: люди получали партийную или комсомольскую «рекомендацию», а в те времена это было почти что приказ. Почти что, но все же не приказ. Кроме того, ведь надо помнить и то, на смену чему пришли такие формы мобилизации огромных трудовых ресурсов на стратегически важные для партии стройки. Они пришли вместо ГУЛАГА. То есть люди ехали не как заключенные, а в значительной мере все же по собственной воле и за неплохие по тем временам деньги.

Шестой пятилетний план предусматривал – в рамках все той же модели экстенсивного развития - масштабное возведение новых предприятий черной и цветной металлургии, угольной промышленности и машиностроения, строительство электростанций и железных дорог в северных и восточных районах страны. Для решения этих задач и было принято постановление от 17 мая 1956 года. Кстати, там речь шла не только о направлении трудовой силы в восточные и северные районы, но особо оговаривался разрушенный войной Донбасс. Который восстанавливали и строили тогда всей страной. Вряд ли в Киеве об этом сейчас станут вспоминать. Это не голодомор, тут в политиканстве не преуспеешь.

На 1956 год было намечено мобилизовать 210 тысяч человек. Как говорилось в тексте постановления, которое охватило, пожалуй, все отрасли промышленности, «каждая  партийная, комсомольская и профсоюзная организация, каж­дое предприятие и учреждение должны считать для себя почетным долгом посылку рабочих из состава своего коллектива, изъявивших желание поехать для работы на важнейших стройках и предприятиях, расположенных в восточных и северных районах страны и в Донбассе». Предприятия должны были беспрепятственно отпускать с работы таких добровольцев. Мобилизаторы «давили» не только на сознательность и патриотизм, - предусматривались и материальные стимулы, нечто относительно новое после десятилетий мобилизационной экономики. Выдавали разовое относительно высокое пособие, оплачивали проезд, провоз багажа и даже суточные за время пути. На обустройство выдавали аванс или беспроцентную ссуду. На строительство своего жилья выдавали дефицитные тогда стройматериалы.

Всего за несколько лет через такой трудовой призыв прошло более 3 миллионов человек. Именно благодаря им появились, к примеру, Волжская, Каховская, Иркутская и Каракумская ГЭС, начинается возведение Белоярской АЭС, появляется металлургический завод в Темиртау (в Казахстане, где именно тогда было положено начало добывающей промышленности открыты многие месторождение полезных ископаемых, и вообще в те годы в республике и появилась многочисленная русская диаспора). Построена железная дорога Абакан – Тайшет. В одном только Донбассе пустили в действие 37 шахт. В Сибири, на Дальнем Востоке и Крайнем Севере было построено более 1500 промышленных объектов. За пять лет национальный доход СССР вырос более чем в полтора раза. Это была, наверное, самая успешная пятилетка в истории советской экономики. Вот что значит свернуть ГУЛАГ и репрессии и дать относительную свободу людям.

Мнение колумниста может не совпадать с точкой зрения редакции «Вечерней Москвы»

amp-next-page separator