Оскомина от «клюквы»

Общество
«Вечерняя Москва» продолжает нашу постоянную рубрику «Не могу молчать» — эксперты и обозреватели делятся в ней своими размышлениями на самые острые и злободневные темы. После выхода нового трейлера к фильму «28 панфиловцев» мы решили обратиться к теме военного кино. Того жанра, который находится в нашей стране в глубочайшем кризисе. Вышел в свет второй официальный трейлер фильма Андрея Шальопы «28 панфиловцев».

Премьера назначена на 24 ноября. На самом деле, несмотря на обилие военных фильмов, выпускаемых российским кинематографом ежегодно, вынужден констатировать: смотреть нечего. Совсем. Потому что режиссеры, увлекаясь второстепенными сюжетными линиями, забывают о главном — войне. Она становится лишь фоном, некоей декорацией, на фоне которой разворачивается сюжет. Приятным исключением из правил стали, пожалуй, фильм 2010 года «Брестская крепость» Александра Котта, да еще ремейк старой советской картины «Звезда», снятый в 2002 году Николаем Лебедевым.

И в разрекламированном «Сталинграде» Федора Бондарчука, и в «Цитадели» Никиты Михалкова, и в «Битве за Севастополь» Сергея Мокрицкого войны вы не увидите.

Нет, там будут стрелять пушки и танки, горящие заживо солдаты пойдут в атаку, а штурмовики с крестами на бортах обязательно спикируют на окопы (корабли, паром, поезд — нужное подчеркнуть) красноармейцев. Но зрительто ждет другого — он устал от клюквы вроде досталевского «Штрафбата», полного клише, штампов и мифов. И от михалковских бойцов, вооруженных черенками от лопат, от бесконечных, как под копирку выписанных историй любви, которые обязательно заканчиваются трагически (помните, была такая старая советская картина «Аты-баты, шли солдаты...»?), тоже устал.

Алексей Зернаков - зайка / Фото: Игорь Ивандиков, «Вечерняя Москва»

Люди хотят увидеть хорошее военное кино — и потому снова и снова включают бессмертные «Они сражались за Родину», «Горячий снег». Или же спродюссированные Томом Хэнксом американские сериалы «Братья по оружию» и «Тихий океан», не несущие особенного идеологического антироссийского заряда, но добротно и дорого снятые.

Меня, кстати, всегда удивляло: почему наши кинематографисты не в состоянии снять такие фильмы? Хочется надеяться, что «28 панфиловцев» — проект, наполовину снятый на средства простых россиян, — доверие оправдает. По крайней мере его авторы обещают, что это будет именно военный фильм. А нам остается лишь ждать и надеяться, что нас снова не обманут, подсунув нам очередную «мыльную оперу» на фоне танков, атак и бомбежек.

amp-next-page separator