Мансур Магомадов

Вот и шахматы пришли. В школу

Общество
Как сообщил 26 октября журналистам президент Международной шахматной федерации Кирсан Илюмжинов, игру в шахматы могут ввести во всех школах Москвы в качестве обязательного предмета. Прочитал эту новость и прямо позавидовал нынешним школьникам самой чистой, и даже сказал бы, кристально прозрачной завистью.

Представляете, если игру в шахматы действительно введут в школьную программу в качестве обязательного предмета, то не умеющих, как я, играть в шахматы будет значительно меньше. То есть, лет через 10-11 их не будет вовсе. Конечно, найдутся те, кто захочет прогуливать этот необычный урок, как и любые другие занятия. Но, думаю, какие-то базовые знания не только по шахматам, их истории и эволюции, останутся у молодежи, которая предпочитает в наше интерактивное время заниматься предметами, далекими от шахмат.

Я бы даже пошел дальше! Представляете аудиторию, в которой уже студенты вместо изучения основ скучных научных дисциплин играют в шахматы, развивая память, мышление, интеллект. Им же легко будет потом осваивать основы математики, логики, философии, истории и так далее.

Считаю ли я свою школьную и студенческую юность ущербной от того, что в обязательном порядке не играл тогда в шахматы? Нет, конечно, я в ту пору зачитывался Толстым и Достоевским. И мне тех школьных предметов, что были в повседневных расписаниях, вполне хватало. Но, с другой стороны, и в шахматы поиграть я был не прочь, хотя, если честно, так и не стал их страстным поклонником. Но против шахмат, как против шашек и нардов, ничего худого не скажу.

Хотя, что уж там, - жизнь свое возьмет: нужны шахматы в школе, они там будут. В департаменте образования Москвы этот вопрос уже рассматривался и, кажется, есть немало сторонников у этой идеи. Речь идет не о далеких перспективах, а о 2016-2017 учебном годе. Программу проекта представили глава Фонда «Шахматы в школе» Никита Ким и замруководителя департамента образования Москвы Игорь Павлов. А 220 школ уже подали заявки на внедрение в учебный процесс проекта «Шахматы в школе». С начала ноября педагоги этих школ будут направлены на курсы повышения квалификации.

Также департамент образования централизованно закупит весь необходимый инвентарь и учебно-методические комплексы для каждой школы. Кирсан Илюмжинов также настроен оптимистично. Он считает, что дети, играющие в шахматы, становятся более внимательными, а навыки, обретаемые в ходе игры, автоматически переносятся на повседневную жизнь. А мы знаем, шахматы – это действительно целая наука со своей историей, теорией, тактикой и стратегией.

Кстати, уроки шахмат уже введены в 250 московских школах в качестве дополнительного урока физкультуры. Никита Ким уверен, что число школ с шахматным обучением со временем увеличится. Данный проект, как он считает, призван развивать ребенка и повышать его интеллект. С таким утверждением спорить трудно. Да и не нужно. Только хотелось бы напомнить о том, что в шахматах существует твердый принцип, нарушение которого приводит к проигрышу: сначала подумай, а потом сделай ход. Полагаю, что это тот случай, когда шахматный принцип будет полезен. Словом, надо все взвесить, а потом уже принимать окончательное решение. Единственное, что пока успокаивает, это то, что внедрение шахмат в школе ограничат с первого по четвертые классы. И преподавать их будут в рамках третьего урока физкультуры.

Невольно вспомнилась недавняя инициатива Российской академии образования. Там предложили убрать Толстого и Достоевского из школьной программы. Исключить из школьного расписания предложили как раз те произведения, которые, на мой взгляд, учат детей мыслить масштабно, образно, различать добро и зло, развивают интеллект, зажигают их воображение, формируют мечту.

Прочитав «Войну и мир» Толстого вне школьной программы, помню я был очарован этим произведением. Даже купаться на речку шел с романом под мышкой. Помню, как надо мной смеялись мои сверстники, помню, как находясь под впечатлением прочитанного, набросал план будущего романа – не толстовского, своего. Не менее масштабного. И это в юности. Не в городе даже, а в селе, где я перечитал все библиотечные книги. Конечно, роман я не написал и вторым Толстым не стал, но польза от чтения Толстого и Достоевского, как и от чтения произведений других классиков, была бесспорная: с тех пор всю жизнь пишу, а написав, прячу в ящик.

Вот и хочется, чтобы наши реформаторы, ратующие за внедрение в школу разных новых программ, не слишком переусердствовали в своих модернизациях и инновациях.

Мнение колумниста может не совпадать с точкой зрения редакции газеты «Вечерняя Москва».

amp-next-page separator