Супермаркеты меняют формат
Профессионалам эта новость не кажется удивительной. Напротив, этого следовало ожидать. Дело в том, что, как показывают исследования социологов и маркетологов, москвичи начали экономить на продуктах еще с конца 2013 года. Когда доллар подорожал вдвое, а вместе с ним и многие виды продуктов, эта тенденция усилилась. Нет, есть мы меньше не стали. Просто немалая часть покупателей, в том числе так называемый средний класс, переместилась в магазины-дискаунтеры. Чем же они отличаются от супермаркетов?
Чисто визуально дискаунтеры меньше. Это, как правило, 200–400 метров торговых площадей против 500–2000 в супермаркете. В дискаунтерах нет места для какой-то особенной выкладки товаров, позволяющей подчеркнуть их особенности и отличия от конкурентов. Второй важный момент: в дискаунтерах значительно меньше ассортимент. Вот вам 4–5 видов молока, вот 6 видов сока. Это логично: меньше торговых площадей — меньше выбор. Кстати, условия для покупки тоже хуже. Проходы между прилавками позволяют разъехаться лишь двум тележкам. Бродить по магазину-дискаунтеру, останавливаясь где захочется, проблематично.
В то же время продуктовая корзина в таком магазине всегда обходится дешевле. Именно поэтому они так и популярны. Ведь цена для большинства покупателей сейчас имеет решающее значение! Средний класс постепенно отказывается от гастрономических изысков и богатства ассортимента, активно экономя. И вот итог: сети дискаунтеров, как и продуктовых гипермаркетов, где цены тоже достаточно низкие, сейчас не только сохраняют свои позиции, но и активно развиваются. Открываются все новые и новые точки. А супермаркеты для среднего класса уходят в бюджетный сегмент. Вместе с тем, что интересно, продуктовые магазины «для богатых» чувствуют себя отлично. Потому что их покупатели на продуктах не экономят в принципе. Дело в том, что большинство из них имеет очень высокие доходы. Именно поэтому, кстати, в России не снижаются и даже растут продажи элитных автомобилей: потому что богатые становятся богаче, а слой среднего класса — тоньше.
Я думаю, в ближайшие годы все эти тенденции будут сохраняться.