Русофобия без границ
Свежий пример. После избрания президентом Франции Эмануэля Макрона французские компетентные органы вдруг сообщают: им не удалось найти и доказать наличие «русского следа» в хакерских атаках на электронную почту Макрона во время предвыборной кампании. Между тем, это обвинение довольно бойко использовалось самим Макроном в агитации. Думаете, кто-нибудь из полоскавшей эту тему прессы написал после этого даже не «покаянную», а хотя бы объективную статью о том, как «русский жупел» (а другого термина тут, увы, и не подберешь) используется во внутриполитических дискуссиях и во Франции, и в других европейских странах? Вопрос, впрочем, риторический.
«Русская угроза» вот уже больше двух лет не сходит с полос западных газет и из телевизионных новостей. Начиная с кризиса на Украине. Про истоки которого (попытки втянуть страну в НАТО и устроенный госпереворот по этому случаю) уже, разумеется, никто не вспоминает. Как и про то, что в Минских соглашениях, где прописана вся «дорожная карта» урегулирования кризиса, вообще-то присутствует еще и украинская сторона, которая должна сделать свою часть работы. Русские «хакнули» американские выборы, они собирались «хакнуть» французские, а Ангела Меркель якобы специально приезжала в Сочи, чтобы попросить Путина не делать такого с Германией осенью. Найти какие-то позитивные публикации в западной прессе о России совершенно невозможно.
Если о внешней политике, то хэштеги такие: «агрессия», «восстановление советской империи», «милитаризм» и т.д. Если о политике внутренней, то сейчас, например, нет для Запада темы важнее и ближе, чем «репрессии против чеченских геев». Еще, бывало, переводят/перепечатывают некие аналитические стенания про разваливающуюся российскую экономику. Которая все никак до конца не развалится. Хоть ты ее «дустом», хоть санкциями. Новость о том, что, например, на днях произошел, на минуточку, прорыв не только в российском, но и мировом авиастроении в связи с показом нового самолета МС-21, созданного во многом из принципиально новых материалов, - почти ни слова. Чай, не илоны маски его «сварганили», а какие-то русские дяди васи.
Все это, разумеется, откладывается на подкорке у обывателя. Имидж России в мире сейчас – заметно хуже, чем до украинского кризиса. Но в мире – прежде всего западном. Однако все же «дно» падения было в прошлом году, а в начале нынешнего, после отъезда Барака Обамы из Белого дома, начался вроде бы медленный подъем. Однако по мере разрастания усиленно раздуваемого американскими масс-медиа скандала о «вмешательстве русских в выборы» и «подозрительных связях» с ними людей из окружения Трампа, наметившееся потепление общественного мнения к России сошло на нет.
Причем, удивительное дело, негативное настроение к России преобладает, прежде всего, среди демократов, тогда как раньше этим отличались республиканцы. Согласно свежему опросу, проведенному в США Pew Research Center, 39% демократов против 21% республиканцев сказали, что именно Россия представляет собой главную угрозу для Америки (в 2013 году соотношение было обратным). В среднем же 31% взрослого населения США разделяют такую точку зрения. Угрозу в лице Северной Кореи видят лишь 22%. Хотя именно Пхеньян открыто угрожает США и не скрывает этого, развивая свою ракетную и ядерную программу. Просто о КНДР до последнего времени меньше писала пресса. 13% назвали угрозой Китай, 9% Иран, хотя еще пару лет назад именно последняя страна виделась «главной угрозой». Что еще раз подчеркивает переменчивость общественного мнения под воздействием информационно-пропагандистских манипуляций прессы.