Театральная цензура — миф
Сегодня все театры Москвы борются за публику, чтобы она выбирала их, покупала билеты. Зритель — часть театрального пространства, и это пространство необходимо хорошо знать, любить и взаимодействовать с ним. У каждого театра есть свои способы взаимодействия со зрителями, вовлечения их в игру, свои звезды и свои достоинства. Театр «Школа современной пьесы» обращается исключительно к произведениям современных авторов, а классику пытается пропустить через наше время и наш мир. Грубо говоря, мы делаем современные спектакли. Правительство Москвы нам всячески помогает. Ни одно пожелание не остается нерассмотренным. Если предложения руководителей театров разумные, а они, как правило, разумные, то правительство Москвы создает все условия для их реализации. Ни о какой цензуре не может быть и речи. Вся эта кампания, что ущемляет права художников, — придуманная.
В буквальном смысле цензуры, конечно, нет, по крайней мере в Москве. И чтобы в этом убедиться, достаточно сходить в несколько театров Москвы, как ведущих, так и малоизвестных. Никто ничего не запрещает.
Проблема мне видится в другом: многие постановки направлены не на духовное воспитание человека, а на его оболванивание, дебилизацию. Досадно, что в этом деструктивном процессе участвуют даже серьезные театры. Пошлость не должна быть на сцене.
В Москве главная проблема в существовании так называемых неэффективных театров. В Москве очень много храмов Мельпомены, и это прекрасно. Убежден в том, что у каждого есть свой зритель. Да, театры столицы — наше национальное достояние, и разбазаривать его нельзя. Но и бюджет правительства не резиновый. И финансировать никому не нужные театры считаю неправильным. Нужны реформы. Если взять неэффективный театр, где маленькая посещаемость и другие слабые показатели, то неплохо было бы объявить творческий конкурс на должность худрука, главного режиссера. Я уверен, что молодые режиссеры — я знаю таких — способны возродить неэффективные театры, потому что у них много свежих идей и они умеют их реализовывать на практике. Это не значит, что прежних руководителей выгонят на улицу, но должен быть настоящий лидер, который поведет за собой творческий коллектив.