Ольга Маховская / Фото: Игорь Ивандиков, «Вечерняя Москва»

Зритель меняется и мутирует

Общество
Телевизор раньше ставили в красный угол, там, где висела прежде икона. Он обозначил место ежевечернего собрания верующих в каждое слово, произнесенное с экрана. Значительная часть населения до сих пор числится в секте советских зрителей, слушает ящик пуще отца родного.

Для них в телевизионной сетке крутят старое кино, вещают Игорь Кириллов, Николай Дроздов, Александр Масляков, которых уже давно нужно причислить к лику святых великомучеников телевизионного производства. У них преданная аудитория, в основном женская. Горько осознавать, но в нашей демографической ситуации ведущие-мужчины символически заменяют брачных партнеров. Между зрителем и ведущим формируется парапсихологическая связь, его воспринимают, обсуждают, как живого знакомого, только руку протяни.

Увеличение количества каналов обесценило центральное телевидение, приравняло к прилавку. Мужчины-зрители оживились: они стали активно клацать по пульту, как во время охоты, и подсекать, как во время рыбалки. Разделяют фоновый и сосредоточенный, непрерывный и «клиповый» стили телесмотрения. Во многих домах телевизор включается и выключается вместе со светом. Напротив, клиппинг — когда смотрят программу урывками, переключаясь на другие каналы и виды деятельности. Вместе с пультом появился заппинг— постоянное переключение каналов, одновременное смотрение нескольких программ. Пелевин остроумно назвал нового зрителя Homo Zapiens. Считается, что мужчины — более активные запперы. Еще одна разновидность клиппинга — серфинг: плавное скольжение по каналам. А флиппинг — это продолжительный одновременный просмотр двух программ. Так можно смотреть сразу фильм и ток-шоу, матч и информационно-аналитическую программу.

Зритель не знает, что для него лучше. Увеличение количества каналов позволяет наблюдать еще один стиль — грейзинг; зритель выбирает 3–7 каналов и потом долго «пасется» (graze— «пастись») на них. Зритель так разухарился, что сам пошел на телевидение, — кто в аудитории посидеть, кто в ток-шоу со своей бедой, кто с банкой огурцов на «Поле чудес». А с появлением интернета отношения между экраном и зрителем стали еще более разнообразными. Основное свойство интернет-телевидения — интерактивность. Оно направлено не на завоевание массовой аудитории, а на отдельную группу. Предпочтение отдается разговорным жанрам, ток-шоу, уличным опросам, интервью. Пропал закадровый голос, который в традиционном телевидении расставлял акценты и навязывал мнения. Вчерашний зритель сам стал снимать и выкладывать ролики в сети, завоевывая свою аудиторию. Вчерашний поклонник и фанат превратился в наглого конкурента, а страна — в огромную видео-мастерскую.

amp-next-page separator