Мансур Магомадов

Что в национальности твоей

Общество
Законопроект о запрете указания в средствах массовой информации национальности преступника не нашел поддержки в Госдуме России. А зря. Ведь эта инициатива была направлена всего лишь против манипулирования общественным мнением путем указания национальности тех, кто совершил противоправные действия.

Чтобы граждане многонациональной страны не чувствовали себя дискомфортно от того, что где-то кто-то, причастный к их этносу, совершил правонарушение. Чтобы не было повода у отдельных недобросовестных правоохранителей для преследования граждан по национальному или религиозному признаку. Чтобы люди разного цвета кожи и разреза глаз относились друг к другу как к гражданам общей для всех страны. И чтобы помнили, что, в случае чего, не дай Бог, защищать родную страну от внешних врагов придется всем вместе – и тогда будет не до национальности, не до религии.

Законодательная инициатива Московской городской думы была внесена в нижнюю палату парламента в 2007 году. Она предусматривала запрещение распространения в средствах массовой информации, а также в компьютерных сетях сведений о национальной, расовой принадлежности или об отношении к религии потерпевших, лиц, совершивших правонарушения, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. С той же инициативой, кстати, выступил в свое время и парламент Чеченской Республики.

В свою очередь, генпрокурор Юрий Чайка в 2014 году также высказался против указания в средствах массовой информации национальности преступников. А еще раньше эту идею поддержал президент Владимир Путин. Было это в декабре 2012 года. На встрече главы государства с Советом законодателей. Владимир Платонов, возглавлявший тогда Мосгордуму, попросил президента поддержать инициативу столичных депутатов. И президент сказал в ответ, что «…преступник не имеет национальности, какая разница, к какой этнической группе относится человек, который нарушил норму закона? Поэтому нужно, чтобы соответствующие процедуры прошли. Я не хочу вмешиваться, но если он (закон) дойдет до меня в окончательном виде, я его, конечно, поддержу».

Московские депутаты исходили из здравого смысла и политических реалий, сложившихся в нашей многонациональной, многоконфессиональной стране. Преступники есть преступники, к какой бы этнической группе они не относились, и национальность тут не причем, считали они. Как считали авторы законопроекта, указание национальности в ходе освещения деятельности правоохранительных органов может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан,  а систематическое указание некоторых национальностей в материалах о совершении правонарушений и преступлений может привести к возбуждению национальной ненависти и вражды.

Тем не менее, законопроект, пролежавший много лет в стенах Госдумы, отклонен. По рекомендации комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи. И сделано это, вероятно, опираясь на официальный ответ, поступивший на законопроект из правительства России. Он гласит: «...одной из первоочередных мер по противодействию распространению сведений о национальной, расовой принадлежности или об отношении к религии потерпевших, лиц, совершивших правонарушения, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, должно являться соблюдение уже существующих требований законодательства, а не введение излишних норм, устанавливающих запреты». Следовательно, нам, журналистам остается быть предельно осторожными, освещая сводки и сообщения криминального характера. Чтобы уберечь нас всех от разжигания межнациональной розни и ненависти.

amp-next-page separator