Сработает лишь на низком уровне
Так что инициатива не нова. Смысл ее в том, что человека, пожаловавшегося на коррупцию, не смогут уволить, лишить социального пакета или преследовать. Этот проект может быть эффективен, однако лишь на муниципальном уровне и ниже. Если же говорить о компаниях высшего порядка, государственных корпорациях, то там действует несколько иной механизм мотивации заявителя. Чаще всего причиной становится банальная обида — из-за личных убеждений, корыстных целей, конфликта интересов. В Уголовном кодексе существует статья за сокрытие преступных действий, и по сути это условное нововведение ее дублирует. Гражданин и без этих поправок к законодательству обязан заявить о коррупционном преступлении, а государство — его защитить.
Главная проблема здесь в том, что в сознании русского человека еще не прижилось понятие, что заявитель прав. Общество осуждает его как доносчика, превращает в изгоя. Поэтому заявления проходят через правоохранительные органы определенным образом, чтобы не раскрывать личности заявителя. Кроме того, у нас не предусмотрена уголовная ответственность для юридических лиц, к ним применяются административно-правовые нормы.
В Америке раскрытие дел по хищениям крупных сумм регулируется несколько успешнее. У них заявителю положено десять процентов от штрафа, который выплатит виновная компания. Причем эта система начала работать только пять лет назад, когда ограничение выплаты в 150 тысяч долларов было снято. Как только ее приравняли к десяти процентам от неустойки и она значительно возросла, закон начал приносить свои плоды.
У нас заявителя стимулируют гарантией социального пакета и защиты. В первой редакции законопроекта полтора года назад обсуждался вопрос подобных выплат, но тогда стороны не смогли прийти к органичному решению проблемы и определить, сколько средств, например, нужно зарезервировать в бюджете. В новой редакции такого предложения уже нет. Это, повторяюсь, будет работать только на низком уровне, но не на высшем, где крутятся огромные деньги. Инициатива, конечно, имеет место быть, это наше международное обязательство, но я не назвал бы ее самым эффективным инструментом.
ДРУГОЕ МНЕНИЕ
Заявители должны быть защищены
Алексей Лобарев, руководитель ассоциации профсоюзов правоохранительных органов
Сегодня коррупционная деятельность и различные схемы по отмыванию денег в нашей стране, к сожалению, очень развиты. Только за последний год в этой области произошло сразу несколько громких скандалов. Вполне естественно, что вовлеченные в коррупцию должностные лица заинтересованы в том, чтобы на них меньше заявляли и доносили. (далее...)