Телемуки не по Толстому

Развлечения
В который раз свою чисто внутреннюю кухню – борьбу за пресловутые рейтинги, телеканалы делают достоянием зрителей. Язык не поворачивается происходящее в телевизоре назвать соревнованием.

Неспортивное поведение проявляется буквально во всем: вот одни и те же артисты кочуют из сериала в сериал. Ну, ладно, кушать всем хочется, понимаю их. Или еще - давно обкатанная фишка - брать за основу уже снятое когда-то. Приемчик староват. Римэйк называется. Что в переводе означает – переделка. Но продюсеры главных каналов страны называть вещи своими именами отказываются.

Зрителю внушают: это не пародия на предыдущую версию фильма, это новое осмысление текста великого писателя. Не избежал участи попасть в этот  список и сериал, снятый для НТВ режиссером Константином Худяковым. Сценарий написан по мотивам трилогии Алексея Толстого «Хождение по мукам».

Что сразу бросается в глаза - авторы не стали заморачиваться с названием. Ну, видно очень хотели, чтобы их фамилии встали в один ряд и с красным графом Алексеем Толстым и с Василием Ордынским – режиссером предыдущей версии. На экраны она вышла, кстати, ровно 40 лет назад. В новом сериале  на главные роли продюсеры пригласили молодых, но уже «раскрученных» актрис Анну Чиповскую (Даша) и Юлию Снигирь (Катя). Очертили и круг зрительской аудитории – картину адресовали «будущим читателям романа». Как-то вот так неуклюже выразился режиссер в одном из интервью.

Ну, а что, логика в этом какая-то есть. Во-первых, зритель уже не тот. В голубой экран особо не вглядывается – отвлекают соцсети. Во-вторых, историей молодежь не заинтересуешь - слишком много споров и различных трактовок вокруг революционных событий начала 20 века – путаница в голове появляется еще в школе. Ну, а главное - советских классиков нынешнее поколение как-то не очень привечает. Может быть, посмотрят и захотят прочитать - надеется режиссер.

Константин Худяков абсолютно прав - учиться надо на классике. Как-то сломался дома компьютер – пошел в библиотеку. Рядом школьница. Вся в книге. Думаю, вот молодец! А что за книга? Оказалось, изучает «Пятьдесят оттенков серого». Ничего себе! Что Даша и Телегин из прошлого века могут противопоставить Анастейше и Грею? В глазах молодежи толстовские персонажи явно проигрывают. Но сценарист Елена Райская знает, в какие сети ловить зрителя и вместо затянутых, переполненных диалогами и толстовскими размышлениями эпизодов пишет вполне динамичный сценарий: герои у нее получились бодрыми – взять хотя бы персонажа Антона Шагина (поэт Бессонов), темпераментными Леонид Бичевин в роли Ивана Телегина, резкими – Павел Трубинер в роли Вадима Рощина.

Толстой, конечно, не такими видел тех, кого придумал в своем произведении. Но режиссеру это не важно. Ведь он снимал свой фильм для тех, кто книгу еще не читал.

Увиденное в первых двух сериях довелось обсудить со знакомыми. 65-летний пенсионер Владимир Александрович говорит, что посмотрел картину с удовольствием. Он даже вспомнил, что Толстой получил за свой роман Сталинскую премию, а у Худякова революция переосмыслена – она неприглядна, жестока и кровава. А вот 25-летний Игорь удовольствие от просмотра не получил. Говорит, сюжет совсем не хайповый. По его мнению, есть разные темы понятные нынешнему поколению - сняли же в 80-е «Иглу», в 90-е «Брата»…

Скажу сразу – тем, кто помнит «Хождение по мукам» с Алферовой, Пенкиной, Соломиным и Ножкиным, новый сериал лучше не смотреть. Их, вероятнее всего, ждет разочарование. Философия предыдущей версии во многом была основана на установках еще советского идеологического киноискусства. И актеры играли своих персонажей так, будто завтра, вслед за гражданской войной, обязательно наступит коммунизм.

Иными словами у фильма Ордынского была некая идея, вынесенная во главу угла. Новая версия телепостановки Толстого не претендует вообще ни на что. Никаких лозунгов, ярких монологов, запоминающихся личностей. Можно подумать, что в сериале НТВ светлое будущее – это рыночная экономика. С одной стороны показан некий исторический период, с другой красивая картинка – костюмы, грим. Возможностей-то у современного кинематографа несравненно больше, чем было в 1977-м. И никакой не то что идеологии, идеи у современного фильма нет.

Создатели очередной телеверсии трилогии явно постарались избежать сравнений, аллегорий, намеков относящихся ко дню сегодняшнему. Что важнее, когда киношники прикасаются к классике – содержание или обложка? Это бы надо решать зрителю. Но нет. Когда речь идет о съемках сериала для телевидения даже такой признанный режиссер, как Константин Худяков превращается всего лишь в исполнителя. Ведущая роль - за продюсером канала. Продюсер решает – что будет лучше продаваться. А что думают зрители – вторично. Все равно посмотрят. Ведь нынешний телепоказ это и продажа рекламного времени и те же самые рейтинги. Получается конъюнктура. И все кто участвует в этом процессе - и актеры, и съемочная группа, и даже красный граф Алексей Толстой – всего лишь винтики в исполинской бизнес-машине, без идеологии запущенной телеканалами.

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

«Хождение по мукам» и вирус ненависти

Колонка обозревателя «ВМ» Ольги Кузьминой

Воистину не знаешь, чего ждать от иной премьеры. Вот и телевизионное событие – выход многосерийного «Хождения по мукам» - имело резонанс, но явно не такой, как предполагалось. Правда, режиссер Константин Худяков еще задолго до премьеры говорил, что «обречен на сравнение». Вот и сегодня он всячески дает отпор своим, с позволения сказать, хулителям, но делает это мягко и интеллигентно. Противоборствующая же сторона в выражениях не стесняется. (далее...)

Попробуйте это экранизировать

Колонка обозревателя "ВМ" Вардана Оганджаняна

На телеканале НТВ идет новый сериал, экранизация эпопеи Алексея Толстого "Хождение по мукам". Признаюсь честно, я не знаю, плох он или хорош - пока не удалось увидеть ни одного фрагмента. Зато успел начитаться разгромных рецензий в соцсетях – народ наш безжалостно препарировал творение телевизионщиков и практически единогласно поставил ему бескомпромиссный диагноз: пациент мертв. Причем, с рождения. (далее...)

amp-next-page separator