Топор в портфеле

Происшествия
Последние новости и кадры из бурятского поселка Сосновый бор, где ученик местной школы кинул в класс "коктейль Молотова", а потом напал с ножом и топором на учеников и учителя, совсем как из США несколько лет назад.

Более-менее взрослое население помнит, как в самом начале двухтысячных чуть ли не каждую неделю приходили сообщения, что где-то в американских школах ученики расстреливают друг друга и всех, кто попадется под руку. Тогдашние ура-патриоты были уверены сами и убеждали других, что в России такого точно не повторится. Во-первых, потому что у нас нет свободного оборота оружия. Во-вторых, потому, что там компьютер, интернет и прочая пропаганда, в-третьих, в-четвертых… Резюмировали обычно тем, что считали такие случаи – явными провозвестниками скорого наступления конца США и всего западного мира. Конец не наступил, однако теперь расстреливать и резать друг друга стали не только «ихние», но и свои.

Совсем недавно Пермь, теперь – Улан-Удэ. Ответственные за образование и воспитание чиновники как обычно обвинили интернет, после чего сразу предложили еще что-нибудь запретить. Например, группы в соцсетях, которые пропагандируют насилие в школах. Почему до этого случая они не были запрещены – непонятно. Запретить, конечно, проще всего. Гораздо проще, чем понять, почему вдруг, подросток, который характеризуется учителями в целом положительно, что следует из сообщений СМИ, вдруг идет в школу с топором, как на медведя? Неужели только потому, что чего-то начитался в интернете? Если так, то это – шах и мат современной системе российского образования и всей так называемой «работе с молодежью». Слова на экране, отправляемые от имени анонимов, для подростка значили гораздо больше и были ему намного ближе и понятнее, чем ежедневное очное общение с учителям с их рассказами о прекрасном, добром, вечном. Ведь должны же учителя, по идее, что-то рассказывать, а не только цитировать учебник.

Современные подростки создали для себя свой мир – со своим языком, моральными принципами, кумирами. И речь не идет о каких-то субкультурах. Сами субкультуры давно уже перешли на использование универсальных «мемов» как некоего lingua franca*. Впрочем, у чиновников, да и вообще у взрослых представления о субкультурах и интересах молодежи отстает от реальности лет на десять.

Взрослые так и не смогли стать своими в интернет-пространстве, им гораздо привычнее телевизор. Между тем, папы и мамы узнали бы для себя много интересного, если заглянули бы на некоторые русскоязычные имиджборды – сайты анонимных тематических форумов, где любой желающий может писать о чем угодно и как угодно. Это мир почти идеальной свободы. Молодые люди в идеальной виртуальной среде обитания ведут себя естественно: делятся друг с другом мнениями о родителях и о жизни вообще, рассказывают о комплексах, проблемах, троллят и травят друг друга. Родители чаще всего выступают там как антипример: стереотипные неудачники, не способные хоть что-то себе заработать, крайне ограниченные в своих интересах, не желающие слушать и слышать своих детей. Школа предстает очень жутким местом, живущим чуть не по волчьим тюремным законам. Учителя не ограждают «омежек» от травли «альфачей», как на языке имиджборд называют травимых и травителей, занижают им оценки и отнюдь не способствуют вливанию в коллектив.

И это не госдеп, а все народный глас. Даже если тут есть и преувеличение, тем не менее задуматься стоит. Так под рапортами об успеваемости по ЕГЭ вдруг проявляется истинное лицо современной системы образования, которое нацелено больше на надои и настриги баллов, а не на формирование личностей, чем так грезил когда-то Макаренко и создатели фильмов «Доживем до понедельника», «Большая перемена» и проч. Детей-то трудно обмануть – они очень хорошо чувствуют фальшь, ложь, видят как каждый день те, кто должен быть для них примером, лицемерят, обманывают, не верят в свои собственные слова.

Наверное терпение кончилось, и оценки учителям и миру в котором они живут, теперь выставляют сами ученики, только не красной пастой, а кровью.

*lingua franca - язык, который используется как средство межэтнического общения в определённой сфере деятельности.

ПО ТЕМЕ

Дети-монстры. Эффект сорной травы

Колонка нашего обозревателя Ольги Кузьминой

Я знаю, что сказанное мной многим не понравится, но места себе найти после страшной улан-удинской трагедии не могу: как же все это чудовищно. И последствия… Никто ведь из имевших отношение к трагедии о ней уже не забудет. Никогда … (далее..)

amp-next-page separator