В деревню? В глушь?
Вот как сам он объясняет свой неординарный поступок:
— Всю свою жизнь я шел к мечте — жить в деревне. Я поставил себе цель — к 50 годам накопить денег и переехать вместе с семьей в собственный дом. В итоге я купил полтора гектара земли в деревне, организовал бригаду строителей и вскоре был готов двухэтажный дом. В моей деревне всего восемь домов, однако не могу сказать, что мне чего-то не хватает. Когда я спрашиваю своих городских друзей: «С чего начинается ваше утро?» — они не знают, что ответить, а у меня утро начинается с красивого пейзажа, с восхода солнца, с пения птиц. А в десяти минутах езды от нас находится поселок с отличной инфраструктурой, там есть тренажерные залы, кинотеатр, спа и торговый комплекс... Со временем люди узнали про мое пиво, и у меня появились первые заказы. В это же время мой друг Саша основал фермерский кооператив, они помогают мне со сбытом. И я окончательно бросил бизнес в Москве...
Историю Виталия я узнал на одном из многочисленный сайтов, посвященных дауншифтингу (в буквальном переводе с английского: «переключение на пониженную передачу»), чаще всего это слово обозначает явление осознанного спуска по социальной иерархии, а в нашем случае — отказ от городской жизни в пользу деревни.
Много ли таких энтузиастов, как Виталий, и что ими движет? Точных цифр мне обнаружить не удалось, с уверенностью могу сказать, что на начало 2015 года дауншифтеров насчитывалось в России более трех тысяч. Поскольку движение это быстро набирает популярность, могу предположить, что с тех пор их число, как минимум, удвоилось. Что касается побудительных мотивов, то тут ясности больше. Появился важный стимул — возможность работы в удаленном офисе. Представителям целого списка профессий сегодня не нужно являться по утрам в фирму или на предприятие, всю работу они могут выполнять дома с помощью компьютера. И потом, далеко не всем нравится жить в больших городах с их постоянной спешкой, толчеей, необходимостью по утрам часами добираться до места работы, а вечером столько же тратить на дорогу домой. Поэтому вряд ли кого-то удивит итог опроса, проведенного исследовательским центром портала Superjob.ru: только 69% москвичей заявили, что им нравится жить в мегаполисе, (в Петербурге таких больше — 85%).
Наконец, и позиция государства по отношению к дауншифтерам дает основание думать, что в ближайшие годы число желающих поменять большой город на деревню возрастет многократно. Недавно, например, на парламентских слушаниях в Госдуме депутаты и чиновники предложили целый пакет мер по созданию комфортного проживания на селе. Губернатор Белгородской области Евгений Савченко предложил, например, давать россиянам землю не только на Дальнем Востоке, но и по всей стране. Глава фракции «Справедливой России» Сергей Миронов считает, что гектары надо в первую очередь выделять ветеранам боевых действий, многодетным семьям и иным льготникам. Бесхозные площади, по его словам, занимают более 80 млн га. Глава Минсельхоза Александр Ткачев уверен, что таким образом 10 миллионов га неиспользуемой земли реально вовлечь в оборот за ближайшие 10 лет... А где взять деньги? От разумной деурбанизации мегаполисов, считают депутаты...
«Да так у нас от московского населения ничего не останется!» — воскликнет иной пессимист. Нет, могу с уверенностью сказать, что оснований для беспокойства нет. За прошлый год население столицы приросло на 78 108 человек. Так что, если всерьез задумали перебраться в деревню, взвесьте все «за» и «против» и - вперед!