Кто будет оправдан?
Разумеется, нет. В дохристианскую эпоху язычники следовали естественному закону. Апостол Павел поясняет, что у тех, кто не знал закона Моисея, сохранялась возможность быть оправданными на Суде Божием, если они жили по совести (см. Рим. 2, 14—15).
Каждый праведный человек, не только христианин, непременно соблюдает хотя бы один из законов, данных Господом людям. Иудеи соблюдали закон писаный, в котором подчеркивалось почитание Единого Бога. При этом всеобъемлющий естественный закон совести не отменялся. Воплотившийся Бог Слово открыл людям совершенство поклонения Господу «в духе и истине» (Ин. 4, 23—24).
Современное человечество «христианскими ценностями» признает урезанный до человеческой морали Декалог — 10 заповедей Моисея. Первые из них, которые предписывают нормы отношения человека к Богу, попросту опускаются. Так что идеалы, которыми современное человечество хотело бы руководствоваться, получаются обезбоженными.
Христос не отменял закон Моисеев, который начинается со слов «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим» (Исх. 20, 2—3). И далее в нем сказано, что человек должен благоговеть перед Богом и деятельно выражать свое благоговение в жизни: не поклоняться творениям вместо их Творца (см. Исх. 20, 4 —5), не произносить напрасно имени Господа (Исх. 20, 7) и посвящать Господу каждый седьмой день недели, отрываясь от своих повседневных забот (Исх. 20, 8—11). Все эти требования ветхозаветного закона, несущие религиозную нагрузку, сегодня игнорируются.
Налицо попытка ограничить христианские ценности светской нравственной составляющей. Но христианство как раз утверждает обратное: человек религиозен по своей природе. Он не способен к автономному существованию, потому что создан для познания Творца и соединения с Ним в единую жизнь. Религиозность внутренне присуща каждому человеку от рождения, а не приобретается им в результате воспитания, образования или любого другого внешнего воздействия. Эта мысль — одна из основных в святоотеческом учении.
Однако в силу своей свободы человек способен направлять свою природную религиозность и к неправильной цели. Тогда он становится или лжерелигиозным — суеверным, язычником, адептом различных мистических учений и тому подобного, или же вовсе безрелигиозным, верующим в отсутствие Бога. Для «корректировки» цели его религиозности, чтобы человек осознал бессмысленность отгораживания от Бога, понял, что он призван быть причастным к Божественной жизни и в ней черпать свои силы, радость и счастье, Господь вручает ему Свои законы.
Исполнение каждого из законов приводит человека к осознанию своей несостоятельности, неспособности самостоятельно, лишь своими силами исполнить в полной мере ни один из Божиих законов при всей их красоте и благости. Многократно вступая в борьбу со своими страстями и каждый раз наблюдая собственное бессилие побороть их, подвижник начинает искать более сильного и надежного Союзника, чем он сам.
Через стремление угодить Богу человеку постепенно открывается немощь собственной души, и его сердце начинает испытывать дотоле неизведанные ему чувства покаяния, смирения перед Богом, желания не только «самому рулить» во всех вопросах, но услышать голос Христа. «Господи, что Ты посоветуешь мне? — вопрошает человек. — Как устроишь мою жизнь? Вижу, что сам я бесконечно ошибаюсь, желаю исполнить Твою волю, но снова падаю». Подобно пророку Давиду, человек начинает молить Господа указать путь к спасению: «Испытай меня, Боже... и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный» (см. Пс. 138, 23—24).
Желание идти «путем вечным», исправляться, очищать свои чувства, мысли и волю от греховной мерзости называется покаянным чувством. Следование его требованиям, исполнение их на деле, то есть покаяние, — тот результат, к которому призван привести человека любой из трех законов.
Покаянием успокаиваются угрызения совести, это по опыту знает любой, кто искренне каялся. Призыв покаяться пред Богом звучит в устах многих ветхозаветных пророков. Причем все они подчеркивают готовность Бога принять кающегося и очистить его от греха. «Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю» (Ис. 1, 18), — возвещает волю Божию пророк Исайя.
«Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня» (Пс. 50, 14), — молит пророк Давид, являя образец покаяния в своем пятидесятом псалме. В истории Ветхого Завета есть множество примеров покаяния. Новый Завет также начинается со слов: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3, 2). Это призыв и к нам осознать свои нарушения Божиих законов и через покаяние приготовиться здесь, на земле, к вечному жительству в Царстве Живого Бога.
Сегодня Церковь Христова призывает всех христиан готовиться к встрече с Ним покаянным подвигом предстоящего Великого поста. Святитель Феофан Затворник писал, что «на Суд хотя все предстанут, но осуждению подпадут только нераскаянные». Такова сила таинства Покаяния: оно исторгает грех из души. Содеянное зло не исчезает бесследно, но покаявшийся грешник уже не носит его в себе.