Папа русского джипа
Хотя и творил он уже на закате этого чудесного периода. Георгий Мирзоев – автор машин, не сходивших с конвейера по четверть века, выпускавшихся десятилетиями почти без конструктивных изменений, собранных миллионами экземпляров. «Буханка», «Козлик», «Нива», «пятерка», «восьмерка» - вот то, что оставил нам в наследство профессор Мирзоев.
Для понимания масштаба личности: не будь Мирзоева, и мы бы не узнали, что такое массовый автомобиль с передним приводом. Или узнали гораздо позже и как-то иначе. Сравнение с космическим конструктором Королевым тут не случайно. Хотя Георгий Мирзоев и пришел на Тольяттинский автогигант уже после рождения «копейки» и «трешки», перевернувших сознание советского автолюбителя, «Нива» - его детище – была абсолютно новым словом. Причем, не только в Союзе, но и за его границами.
До «Нивы» на континенте попросту не было легкого внедорожника малого класса с постоянным полным приводом, несущим кузовом и пружинной подвеской. В конце 70-х годов ХХ века все это было совершенно в новинку. До того внедорожник был утилитарной тяжелой армейской рамной машиной. Европа и Азия послушно покупали для сельских поездок либо угловатые немецкие и британские «табуретки», либо появившиеся незадолго до того «Range Rover», которые были комфортными, но тяжелыми и несравнимо более дорогими. За океаном были свои, не дешевые и комфортабельные версии переделанных пикапов с подключаемым полным приводом. В наши дни детище Георгия Мирзоева признано экспертами первым кроссовером.
На ВАЗ Мирзоев пришел не вчерашним школьником, а уже состоявшимся конструктором. Два десятка лет он проработал в Ульяновске, трудился вместе с коллегами над УАЗ-452 («буханка», «таблетка») и УАЗ-469 («уазик», «козлик»). То есть, от Камчатки до Беломорья все наши сограждане, преодолевающие бездорожье за рулем продукции отечественного автопрома, должны помянуть конструктора добрым словом. С 1976 по 1998 годы Георгий Константинович стоял во главе коллектива, создавшего ВАЗ-2121 «Ниву», ВАЗ-2018 «Восьмерку», все «пятое» семейство, а затем «десятку», «Оку». Позже были «Шеви Нивы» и участие в разработке проектов «Калина» и «Приора», которыми сейчас живет волжское предприятие. Мало того, уже на пенсии Мирзоев принимал живейшее участие в создании первой серийной отечественной машины на метане - LADA Vesta CNG. То есть конструктор вложил сердце, голову, руки во всю продукцию Тольяттинского автогиганта за последние 40 лет!
Уроженец Тбилиси Мирзоев автомобильным инженером-конструктором стал именно в Москве, в столичном автомеханическом институте (сейчас это Московский политехнический университет, - прим. «ВМ» ), МАМИ. В Москву он вновь вернулся уже на пенсии, здесь и умер. И знаете, если кто и достоин почетной доски на здании вуза и собственной улицы в Москве и Тольятти, так это он, папа русских джипов Георгий Мирзоев.