И мне там стоять...
Тем не менее Христос как Человек приносит этот пост в жертву Господу от лица всего человечества. Тем самым Он показывает необходимость постового делания всем людям. Как же человеку ясно и бесповоротно осознать, что пост жизненно важен лично ему? Эта истина усваивается сердцем, когда мы, отвечая на любовь Христову, принимаем все подвиги Великого поста не как обременение, а как драгоценный дар свыше.
Чтобы начать истинный пост, надо признать неправильность своего внутреннего состояния – не считать себя духовно нормальным. Если человеку кажется, что у него все так, как должно быть, тогда зачем что-то менять? Стремление измениться появляется, когда видишь в себе некое несовершенство, недостаток добродетели.
Но что плохого, если человек живет своей жизнью, не совершает тяжких грехов, даже соблюдает отдельные ветхозаветные заповеди, но при этом и не взваливает на себя ничего «лишнего», постовых трудов, например? Он просто радуется своими радостями, печалится своими печалями, старается заработать денег, купить то и другое, обустроить квартиру, приготовить вкусный ужин, куда-то съездить в отпуск – хорошо отдохнуть, посмотреть, как живут люди, и тому подобное.
При такой жизненной позиции человек вольно или невольно начинает слишком высоко ценить себя, свои усилия и дела. В правильной духовной жизни христианину все более открывается, насколько ему нужно прилепиться к Христу, получать от Него помощь, чтобы творить добро. Когда же человек доволен «сам собой, своим обедом и женой», получается, что Бог ему не очень-то и нужен. Ему и без Него хорошо в замкнутом мирке земной жизни, где он сам себе «царь и бог», а что будет происходить в перспективе, за ее гранью, ему неважно. Эта сосредоточенность на земном не дает ему возможности подготовиться к главному — ко Второму Пришествию Христа, когда решится участь каждого человека в вечности.
У калужского художника Павла Рыженко есть необычная фреска «Страшный Суд». По всей ее площади разворачивается грандиозное апокалиптическое действо. Светлый Господь восседает на престоле, а сонм святых праведников — вкруг Него. Народы движутся на Суд. Все пространство наполнено ангелами, разрезающими небо своими огромными крыльями. У ангелов трубы, звуком которых они вызывают мертвых к новой жизни. Умершие слышат трубный глас и оживают, и могилы отпускают их. Люди выходят из гробов, узнают друг друга, ангелы ведут их на Страшный Суд. Совсем рядом видно пылающее адское пекло, и грозный ангел уже указывает кому-то его вечное место там...
На первом плане изображен молодой мужчина в современной одежде: брюки, белая рубашка, один ее конец не заправлен. Он будто случайно здесь. Кажется, смерть только что выдернула его из привычной земной обстановки. Минуту назад он работал в офисе или ехал на машине, а может быть, развлекался в ночном клубе, как вдруг его мир полностью изменился. Несмотря на то, что вокруг происходит много необычного и любопытно посмотреть по сторонам – на людей, ангелов и бесов, внимание человека приковано только к одному: к весам, на которых взвешивается совершенное им за всю прожитую жизнь добро и зло.
Вопросы, которые еще вчера так его волновали, казались жизненно важными: положение в обществе, авторитет в коллективе или в семье, брендовая одежда, продвижение по службе, решающий матч любимой команды, банковские счета и проценты, — все ныне отпали, как сухая шелуха. На чаше весов от всего этого нет никакой доброй мзды.
Важным оказалось совсем иное. Давно, когда сам еще не жил в достатке, он дал крупную сумму денег совсем незнакомому человеку. Тот просил, говорил, что попал в беду, и он просто поверил ему и пожалел. Потом и думать об этом забыл, а Господь, оказывается, помнит, и это доброе дело сейчас сверкает и переливается ярким изумрудом на одной чаше весов. Но и другая чаша не пуста. И человек напряженно всматривается: какая же из них перевесит! Это все, что его сейчас волнует.
Увидев эту фреску на заставке компьютера своего знакомого, я поинтересовался, почему он выбрал именно ее. Его ответ был неожиданно глубоким: «Суета меня заедает с утра до вечера — дела, беготня, разные неприятности. Включая компьютер, я порой и не помню об этой заставке. Вдруг она появляется на экране, и я тут же вспоминаю: Господи, помилуй, да ведь и мне скоро так стоять, как этот парень. Что же там будет, на моих весах? Так и взбодришься ненароком. И уже переживаешь не о житейской суете, а о том, что действительно важно, стараешься не упустить время».
Мне рассказали о женщине, которая нашла карандашную записку своей покойной сестры с молитвой «Се, Жених грядет в полунощи». Сестра ее была верующим человеком и до последнего вздоха мужественно переносила тяжелую болезнь, молилась о спасении родных и знакомых. Женщина нашла это песнопение в исполнении церковного хора и с тех пор каждый день вслушивается в трогательные слова молитвы. Сначала это помогало ей пережить боль разлуки с близким человеком, а сейчас настраивает на христианскую жизнь, не пускает в сердце отчаяние.
Эти люди мудро напоминают себе: все земное делать нужно, и делать хорошо, но при этом понимать, что не в этом заключается смысл жизни. Он — в движении ко Христу, в уподоблении Ему.
И нам для начала стоит увидеть, что мешает приблизиться к Богу, тормозит наше движение на этом пути. Надо перетряхнуть свою душу, посмотреть, что в ней испорчено, что подгнило и где образовались дыры, через которые уходит благодать Божия — словом, увидеть свои страсти. Именно в пост это сделать удобнее всего. Ведь все, что требуется от нас постом: воздержание в пище и в удовольствиях, труды в хранении заповедей, изучение творений святых отцов, усиленная молитва, поклоны и прочее ущемление своего расслабленного жития — это инструменты, которые Церковь вручает нам для приведения своей души в благообразное состояние.
Плотник не будет долго рассматривать свой молоток, пилу или рубанок — какие там вырезаны узоры да какого цвета ручка. Ему интереснее другое: то изделие, которое выходит из-под его рук. Так и нам, христианам, надо не разглядывать свои постовые инструменты, а решительно взять их в руки и с их помощью за краткие, быстро пролетающие дни поста очищать свою душу, выскребать все накопившиеся в ней греховные примеси.
Всерьез поставим себе задачу попробовать в эти дни не умозрительно, а практически постичь слова Христа: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8). Тогда мы сможем не формально, а от всей души испытать радость поста. Более того, мы убедимся, что его продолжительность недостаточна для осуществления столь значительного и обстоятельного дела. Многим и всей жизни мало для достижения сердечной чистоты, зрящей Господа. Так постараемся сделать хотя бы шаг навстречу Христу, повторяя вместе с апостолом Павлом: «Вот, теперь время благоприятное» (2 Кор. 6, 2).