Старый клен стучит в окно

Город
Глава столичного департамента природопользования Антон Кульбачевский сказал, что в городе, возможно, придется ввести мониторинг особо ценных деревьев. Оно и неудивительно. Деревья-крупномеры, которые высаживают сейчас в ходе благоустройства, стоят десятки тысяч рублей каждое.

Конечно, город должен следить за их состоянием – чтобы не погибли. Но, на мой взгляд, Москве пора пойти дальше. И мониторить вообще все(!) городские деревья. А если нужно – вовремя их менять. Ведь, посмотрите, после любого снегопада или сильного ветра наши дворы моментально превращаются в лесоповал. Деревья у нас такие, что валятся от любого дуновения. И эту проблему необходимо решать.

Время от времени я слышу утверждение, что Москва, дескать, чуть ли не самый «зеленый» мегаполис мира. Мол, на каждого жителя у нас приходится 40 квадратных метров зеленых насаждений, что вдвое больше среднеевропейских показателей. В таких «победных» заявлениях, увы, изрядная доля лукавства. Потому что эти 40 «квадратов» - с учетом всех парков, включая те, что в Новой Москве. Но где мой двор и где Новая Москва? Я что – туда буду ездить, чтоб шорох ветвей услышать?

По данным экологов, в Новокосино и Марьино плотность зелени составляет 3,1–3,8 квадратных метра на человека. А в 63 районах из 125 на каждого жителя приходится меньше 25 квадратных метров. Самый экологически бедный в столице - Северный округ: здесь на человека приходится 5 квадратных метров травы, кустов и деревьев.

С точки зрения озеленения в Москве сейчас имеют место две противоположные тенденции. Первая – очень позитивная. В ходе программы «Миллион деревьев» во многих дворах постоянно высаживаются новые деревья и кустарники. Вторая тенденция – негативная: зелень во дворах гибнет. Когда у нас под окнами, например, стали устраивать новые места для парковок, часть деревьев вырубили, чтобы освободить место, а часть «закатали» в асфальт, лишив доступа влаги к корневой системе. В результате многие деревянные исполины просто засохли. Сейчас они либо полусухие инвалиды, которым недолго осталось, либо просто спилены – иначе рухнут. И какая из двух тенденций сегодня преобладает, я думаю, не знает никто. Потому что единого хозяина у московских деревьев нет. Какими-то ведает департамент природопользования, какими-то «Мосзеленхоз», какими-то местные ГБУ «Жилищник». За деревья в парках вроде «Сокольников» или, скажем, «Фили» и вовсе отвечает департамент культуры, потому что сами парки в его ведении. Но лично я считаю, что и хозяин должен быть один, и «зеленая» программа единая. Ведь хочется, чтобы нормальные здоровые деревья были в каждом дворе.

amp-next-page separator