Митрополит Калужский и Боровский Климент / Фото: Игорь Ивандиков, «Вечерняя Москва»

Между небесным и земным

Общество
Для большинства людей сегодня главное — это достижение ощутимого результата в жизни: будь то карьерный рост, благополучная семья, научное открытие или что-либо подобное. Кто-то хочет гордиться детьми, кто-то — стать знаменитым, влиятельным, несказанно богатым — каждый по-своему понимает счастье.

При этом человек не прочь обратиться к Богу в молитве, свечку в храме поставить, только чтобы Господь помог реализовать его цели. А если задуматься, насколько значимы перед Богом наши достижения? Насколько они ценны с христианской точки зрения?

Самое существенное для христианина — спасение души. Важно, чтобы он искал Христа, стремился к Нему. В этом — суть жизни всех христиан, а какой «она будет по внешности — буди воля Божия, — писал в ХХ веке игумен Никон (Воробьев), — но всегда надо быть и деятельностью, и мыслями, и сердцем с Богом. Тогда все будет хорошо».

В то же время мы живем в несовершенных условиях, которые несут отпечаток адамова грехопадения. С тех пор, по слову Господа, человеку надо в поте лица добывать хлеб свой (см. Быт. 3, 19). Невозможно нам, проходя свой жизненный путь, вовсе не трудиться и только получать удовольствие.

Даже если подвижник уходит в пустыню, чтобы заниматься богопознанием, все равно он вынужден в какой-то мере заботиться о земном пропитании. Тем более если христианин живет в миру и не имеет возможности тратить все свое время на молитву, если он вынужден заботиться о семье, о детях, то должен много трудиться, чтобы облегчать условия существования своим близким. Но даже находясь в таких условиях, обремененный мирскими делами, у христиан их земные достижения не могут становиться самоцелью.

Если трудиться с целью стать знаменитым, прославиться «в узком кругу» или на всю страну, то это тщеславие, грех. А если добросовестно выполнять свою работу, чтобы помогать людям, то это благое дело. Любой труд, который мы выполняем, может быть продиктован противоположными мотивами: либо любовью к ближним, заботой о других, либо получением дивидендов — материальных или моральных: например, чтобы потешить свое самолюбие, добиться популярности, чтобы похвалили внешние.

Внутренних побуждений к действию может быть множество. Но мы вряд ли с точностью разглядим в других людях их мотивацию к труду, к четкой организации своей жизни, пунктуальности в делах. Поэтому Христос и заповедал нам: «Не судите других» (см. Мф. 7, 1). Господь смотрит на сердце человека, на его помышления, а не на внешние дела, сколь велики и грандиозны они бы ни были или не казались таковыми окружающим.

Вот пример проявления любви к ближнему, незаметный окружающим. К одной служащей в государственном учреждении пришла посетительница. Чтобы разрешить ее вопрос, необходимо было затратить минут сорок, а время было предобеденное. Можно было захлопнуть перед посетительницей дверь и попросить ее прийти через час, после обеда или потратить на нее — не начальницу или важную персону, а простого человека, которого она видит в первый и последний раз, почти все свое обеденное время. Будучи христианкой, та женщина выбрала второй вариант: в ущерб себе, во благо ближнему. С точки зрения мира, это глупо, не рационально, хотя при этом каждый из нас хочет, чтобы с ним поступали так же добросердечно.

Такой незаметный поступок Христу важнее, чем грандиозное открытие, если оно ведет человека к тщеславию и превозношению над другими. Все Господь дает человеку: таланты, силы, способности к развитию, само желание работать, познавать, открывать новое. В притче о талантах (см. Мф. 25, 14—30) Христос говорит не о таланте землекопа, ученого, космонавта или композитора, а о талантах духовных — о способности разумного существа стремиться к Богу.

И спрос с человека будет не за то, сколько он проложил дорог, написал симфоний или собрал автомашин на заводе, а за распоряжение духовными дарованиями. Никто из людей не подвергнется осуждению за то, что ему, например, был дан уникальный талант живописца, а он выбрал профессию врача или стал фермером и трудился добросовестно. Господь за это судить не будет.

В притче о талантах речь идет о способностях человека, которые он должен направлять на духовную жизнь. Но если человек видит в себе способности и понимает, что их развитие приведет к росту в его душе тщеславия, он может счесть за лучшее отказаться от этого занятия. Святые отцы, по своему смирению, порой умоляли Бога, чтобы Он не давал им великих даров чудотворения, излечения, прозорливости, хотя по своему духовному состоянию они могли принять их. Так и христианин, живущий среди суеты этого мира, может выбрать профессию или сферу деятельности, менее заметную и престижную, с обывательской точки зрения.

Хотя даже униженным положением можно тщеславиться и упиваться своей исключительностью. Нужно быть бдительным, чтобы не отходить от Христа, кроткого и смиренного сердцем Бога (Мф. 11, 29). Надо постоянно работать над собой, ибо невозможно раз и навсегда занять какое-то стабильное духовное положение и неуклонно пребывать в нем. Надо постоянно смотреть на свои помышления, отслеживать мотивацию всех своих действий.

В этой связи вспоминается фильм Глеба Панфилова «Тема» о духовном перерождении знаменитого писателя. Один из героев фильма занимался научно-исследовательской работой, но плоды его труда были присвоены другими. Обида его была столь велика, что он уволился со своей работы и демонстративно пошел работать на кладбище. Он копал могилы, чтобы показать: ему не дали прославиться с помощью его открытия, но он все равно не такой, как все — «пигмеи и бездари». Так он пытался удовлетворить свое честолюбие.

Как же нам относиться к своим земным достижениям и неудачам? Если мы обратимся к Библии, то увидим, что развивать музыку, изобретать инструменты, разные ремесла, строить города, ковать железо и прочее, начали потомки Каина. А потомки праведного Сифа стремились к богообщению. Каиниты отказались от общения с Богом и начали развивать цивилизацию.

Мы должны уметь сохранять баланс между делами земными и духовными. Имеющие десять талантов уходят в пустыню, не соприкасаются с цивилизацией и тратят все свои силы на поиск единства с Богом. У кого духовных талантов всего один или два вынуждены совмещать заботу о своей вечной душе с мирскими занятиями и обязанностями. Даже в повседневной жизни есть дела необходимые и малозначимые. Что выбрать, на что потратить невосполнимое время своей жизни, человек решает сам.

Но погружаться в земное «с головой» нельзя даже тому, кто имеет один талант. По наблюдениям архиепископа Феофана (Быстрова), «те, которые более имеют, более стараются приобретать, а получивший менее, совсем не старается», идет и зарывает свой талант в землю. Однако Господь предупреждает, что неверный в малом и во многом не будет верен. Если даже малые дела: небольшое молитвенное правило, посильную борьбу со страстями, помощь ближним — мы оставим, то кто нам в будущем доверит большее? Неужели так и останемся не познавшими истинное счастье единства с Богом?

amp-next-page separator