Митрополит Калужский и Боровский Климент / Фото: Игорь Ивандиков, «Вечерняя Москва»

Какая свобода нужна подросткам?

Общество
У старшего поколения сегодня много нареканий к нравственному облику молодежи, к взаимоотношениям подростков между собой, их поведению с людьми другого возраста.

Это вечная проблема или нашему времени достались какие-то особенные, неуправляемые и не желающие никого слушать и слышать подростки?

И это несмотря на то, что о подростковой физиологии и психологии в наши дни есть немало доступной информации, помогающей самим подросткам, родителям и педагогам обойти все острые углы этого переходного возраста. Существует множество научных и популярных публикаций, литературных произведений и фильмов, посвященных подросткам и юношеству.

Дело в том, что одних только знаний бывает недостаточно, а иная информация оказывается вредной, поскольку дезориентирует, отравляет, развращает еще несформировавшуюся личность. Так, знание возрастных физиологических особенностей и гигиены подростков помогает им пройти этап физического взросления. Вместе с тем на этом нельзя концентрировать все внимание, чтобы в молодом человеке не развился культ тела, привычка удовлетворять исключительно физические запросы в ущерб духовным потребностям. Душа безмерно важнее тела (см. Мф. 16, 26), и необходимость заботы о ее чистоте, питании, здоровье с юности должна осознаваться не менее ясно.

Вот почему так важна возрастная психология, которая не противоречит учению Церкви о воспитании и правильном внутреннем развитии человека. Задолго до появления психологии как светской науки святыми отцами были изучены духовные законы и движения человеческой души, которые они изложили целомудренно, показав путь восстановления единства с Богом и целостности человеческой личности. Для этого необходимо упражнение в добродетели, предполагающее самоограничение, самоконтроль, преодоление своих негативных качеств ради любви к Господу и с Его помощью.

Трезвое отношение к себе, разграничение действительных потребностей от прихотей и вредных зависимостей отличает работы настоящих специалистов в области педагогики и подростковой психологии. В них не будет пропагандироваться вседозволенность, отсутствие границ для подростка, возможность думать о своих желаниях и хотениях как о чем-то самоценном, значимом, требующим удовлетворения любой ценой. Всего этого, завуалированного в красивые слова и блестящие формулировки, нет в работах и практической деятельности ответственных педагогов и психологов.

Они с пониманием относятся к детям и подросткам, многое делают совместно с ними. Однако при всем их внимательном, заботливом, искреннем отношении к подросткам, готовности выслушать, объяснить, помочь, порассуждать и поразмышлять вместе, они всегда устанавливают границы дозволенного. Выход за эти границы пресекается твердо, а при необходимости и жестко, но не жестоко. Особенно такая реакция взрослых уместна в случаях, когда подросток своим поведением, своими поступками может нанести реальный вред себе и окружающим.

Когда же во главе всего ставится так называемая «подростковая свобода», вседозволенность, почти полное отсутствие границ, то это может привести к трагическим последствиям. Неровность и дисбаланс физиологического взросления в подростковом возрасте добавляет проблем и самим растущим людям, и окружающим. В этот период детям надо знать не только то, что взрослые их любят и защитят, но и то, что им самим пора проявлять ответственность и самоконтроль.

У взрослых нередко возникает иллюзия, что полное доверие между подростком и родителем или педагогом возможно только в том случае, если подростку предоставить большую свободу: если ему многое разрешено, то ему уже незачем будет пробовать что-то еще. Это иллюзия. Несмотря на то, что подростки считают себя уже вполне взрослыми и во всем разбирающимися, они еще не всегда могут принимать взвешенные и правильные решения.

Одна из их возрастных особенностей заключается в том, что подросток нарушает запреты, пробует то, что еще не дозволено. Как бы взрослые ни расширяли границы его свободы, подросток их нарушит. Если ему можно то и это, он попробует что-то еще, сделает больше дозволенного, «поборется» за еще большую свободу. Так что взрослым рано или поздно придется вмешиваться, использовать свою власть и ограничивать подростка. Лучше, если с самого начала он научится ограничивать себя сам, уметь нести ответственность за результат сделанного — ведь в этом-то и проявляется взросление души, а не в том, чтобы делать, что бы ему ни захотелось.

Взрослым со своей стороны следует осознавать свою ответственность в деле воспитания молодежи и не бояться проявлять требовательность там, где это действительно необходимо, запрещать то, что явно причинит зло самому ребенку или другим людям. В своих воспитателях подростки должны видеть добрый пример, а не одни только ограничения и требования, которые сами взрослые не исполняют.

Наши воспитательные меры будут эффективными, если мы будем действовать от любящего сердца, с терпением и великодушием, не только запрещая дурное, но и давая возможность молодому человеку проявить себя в добрых делах. Многих бед избежит человек в своей жизни, если еще в подростковом возрасте научится испытывать радость от преодоления своих прихотей, вредных привычек и страстей путем приобретения противоположных им добродетелей.

Изучая вместе с подростками евангельские заповеди и претворяя их в жизни семьи, посещая храм и участвуя в церковных таинствах, можно дать им познать истинную свободу — жизнь во Христе. Это принесет пользу и самим детям, и их родителям, и всему обществу.

amp-next-page separator