Трудности перевода

Общество
В Пекине открылась международная книжная ярмарка, каждый год бьющая рекорды по числу участников. В этот раз на ней представлены 2,5 тысячи издательств, в том числе российские. Вообще в Китае сейчас книжный бум.

Самое обидное заключается в том, что неофициальное, но такое греющее душу звание самой читающей страны китайцы у нас безжалостно отняли. Согласно последним опросам, 70 процентов жителей Поднебесной берут в руки книгу хотя бы раз в неделю. В России читателей меньше, 59 процентов. Социология, конечно, наука субъективная, людям свойственно приукрашивать свои интеллектуальные подвиги. Но вот цифирь, которую не оспоришь: Китай уверенно держит мировое первенство по книжному ассортименту – 470 тысяч наименований в год, что в полтора раза больше, чем у идущих вторыми Соединенных Штатов.

Можно, конечно, все объяснить бурным ростом экономики. Китайцы, когда-то подарившие человечеству бумагу и печатный станок, сейчас выполняют заказы крупнейших издательств мира, в том числе и московских. В одном только «Большом Пекине» сосредоточены шесть тысяч типографий. Но интерес китайцев непосредственно к чтению разбужен не повышением уровня жизни. Его стимулирует государство. «Китай должен стать культурной державой» – и обязательно станет, потому что лозунги компартии там обязательны к исполнению. В 220 городах проводятся регулярные кампании по популяризации чтения. И если в России читателей больше в крупных городах, где выше зарплаты и покупательная способность населения (на первом месте – Москва), то в Китае все наоборот: в «книжной» десятке нет ни Пекина, ни Шанхая, ни Гуанчжоу. Исследователи объясняют, что у жителей этих мегаполисов работа не оставляет на книги ни времени, ни сил. Материальный фактор, от которого никуда не денешься и в Поднебесной, сглаживается ставкой на электронные версии книг, которые по карману провинциалам.

Уже сейчас больше 40 процентов книг китайцы прочитывают на гаджетах. А вот еще интересное наблюдение. Пока мы плачемся, что юных не заставишь раскрыть книгу, в Китае подростки начали читать значительно больше взрослых – 11,5 книг в год против 8. И это не считая учебников.

В Китае потихоньку растет интерес к зарубежным писателям – в том числе и к русским. Больше, правда, это касается детской литературы – не случайно именно она представляет Россию на нынешнем форуме. У нас же актуальная китайская литература почти неизвестна. Издательства боятся рисковать, тем более что переводы с китайского стоят дорого. Грешным делом пытались даже переводить на русский с готового английского перевода. До сих пор у нас не изданы многие вещи нобелевского лауреата Мо Яня. Но это дело времени, потому что есть целая программа, опять же государственная, продвижения китайской книги за рубежом. Тут и пропаганда через Институты Конфуция (в Москве их целых три), и софинансирование изданий китайских авторов. Не случайно в Москве работает специализированный магазин китайской книги, есть и несколько аналогичных интернет-магазинов.

В общем, у великого восточного соседа есть чему поучиться. И Пекинская ярмарка – отличный повод для этого.

amp-next-page separator