Необходимо развивать и продвигать систему наставничества
Наша главная цель – его активно поддерживать всеми возможными силами.
Опыт советского союза показал, что наставничество – очень полезная вещь. Молодой специалист в то время, получив качественное профессиональное образование, буквально брал уроки у рабочих с большим опытом. Этот процесс, кстати, существовал не только на производстве, а во многих сферах жизни общества. Тогда это считалось неотъемлемой частью формирования высококвалифицированных кадров. Развивать и продвигать наставничество сейчас нужно не только на производстве, но и в высших учебных заведениях, школах. Умение воспитывать и передавать свой опыт всегда считалось очень важной и полезной чертой, отличающей профессионала и просто хорошего человека.
Крайне не хватает наставничества у нас сегодня в такой отрасли, как военно-промышленный комплекс. В эту сферу в свое время пришли, может, и хорошие, подготовленные молодые специалисты, но без умения. Однако и другие отрасли также требуют на данный момент устойчивого института наставничества. В целом повлиять на процесс формирования наставничества сложно. Все предприятия занимаются этим самостоятельно. В этой связи за государством стоит задача всячески поддержать только начинающий появляться заново институт наставничества, поощряя такое движение. У каждого предприятия есть собственный интерес сделать этот процесс отточенным, а результат не заставит себя долго ждать. В этом контексте на формирование института наставничества, став, возможно, одной из причин его возрождения, повлияет и пенсионная реформа. Здесь все просто – в связи с повышением возраста выхода на пенсию людей появляется больше специалистов в любых отраслях, продолжающих работать на производстве и способных и дальше передавать свой опыт и навыки молодым специалистам.
Однако здесь стоит следить за тем, чтобы молодым специалистам было куда идти. То есть необходимо обязательно задуматься о расширении рабочих мест. По моему мнению, нам сейчас обязательно стоит вернуться к майскому указу президента прошлого года. Там говорилось как раз о необходимости создания не менее 25 миллионов рабочих мест. Если они не появятся, то боюсь, что можно попасть в ситуацию, когда наставникам просто некого будет наставлять. Это один из самых важных аспектов формирования института наставничества в контексте пенсионной реформы. Здесь мы как раз видим, что в новых условиях одновременно надо думать и о том, чтобы сохранить возрастных работников, при этом не забывать создавать такие условия, чтобы молодым специалистам было комфортно. Люди, которые останутся на производстве в этом, предпенсионном возрасте, могут оказать существенную помощь не только тому предприятию, на котором работают, но и молодым людям, которые только приходят в профессию на тот период, когда им действительно необходимо набраться знаний и опыта.