Современному человеку нужен духовный подвиг

Общество
Иногда люди спрашивают, зачем перечитывать Священное Писание? Какой смысл снова и снова вникать в текст Евангелия и других книг Нового Завета, если мы уже помним, о чем там идет речь?

Многие христиане знают наизусть целые отрывки Евангелия. Но мы читаем Евангелие не для того, чтобы получить новую информацию. Для чего тогда надо стараться ежедневно обращаться к священным строкам?

«Не сообразуйтесь с веком сим» (Рим. 12, 2), — писал апостол Павел христианской общине Рима. Актуально ли это для нас? В наш век запредельных скоростей, возможности молниеносного извещения о новостях со всех концов света и свободного общения с людьми, живущими в разных странах на разных континентах, мы связаны с миром тысячью незримых нитей. Как же на практике выполнять апостольский завет не сообразовываться с «веком сим»? Неприметно одеваться? Ходить с опущенной головой? Удалить свой аккаунт из социальных сетей?

Дело в ином. Под выражениями «мир сей» или «век сей» апостолы подразумевают зацикленность людей на земном. Это такой образ жизни, когда человек посвящает свое время, силы, способности исключительно поиску временных преимуществ — власти, денег, удовольствий. В этой ситуации действует и обратная реакция, когда не только человек ищет от мира всех возможных удовольствий, но и мир ищет человека и стремится поглотить его целиком. «Век сей», давая человеку то, что тот жаждет получить, требует взамен все больших и серьезных усилий, ничего не оставляя на другое.

Мир завлекает все новыми возможностями удовольствий и приобретений, до последнего высасывая из человека его жизненную энергию, таланты, время. Как пишет преподобный Исаак Сирин, человек познает всю льстивость и обманчивость мира только в день своей смерти, когда уже ничего невозможно исправить. Но разве не предупреждает об этом Господь, говоря, что нельзя работать одновременно Богу и мамоне — земному благополучию, «ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть» (Мф. 6, 24).

Каждый человек не понаслышке знает, сколь много времени и сил отнимают ежедневные необходимые житейские дела. Надо привести в порядок себя, жилище, обслужить своих близких, выполнить все обязанности на работе. После работы дел не становится меньше: нужно приготовить ужин и еду на следующий день, подготовить одежду, проверить уроки у детей и так далее. К вечеру человек выбивается из последних сил, и перед каждым неизбежно встает выбор: чему уделить те немногие минуты досуга, когда заниматься он уже ничем не способен? Бить поклоны уже нереально. Можно либо собраться и прочесть главу Евангелия, либо расслабиться и посмотреть серию-другую любимого сериала. И рука предательски тянется к пульту телевизора, а не к полке с священными книгами.

Иллюстрация из Остромрова евангелия. Надпись сверху: «Сим образом телячим Дух Святой явился Луке». На книге: «От Луки Святого евангелия чтение» / Фото: Wikipedia / Общественное достояние

Действительно современный человек способен уделить весьма немного времени и сил собственно духовному подвигу, даже если бы его вдруг освободили от повседневных обязанностей. Как же быть? Прежде всего, не стоит бросаться в крайности: выполнять все или не делать ничего. Надо проявлять рассудительность, поступать в меру своих сил и возможностей в каждый конкретный день. Не стоит мечтать об идеальных условиях, у нас их не будет на земле.

Господь неслучайно ставит человека в такие обстоятельства, что он занимается большую часть времени необходимыми делами для своего выживания и поддержания существования. Ведь если дать человеку больше свободного времени, то он точно не будет заниматься молитвой, т.к. он не сможет, его душа не навыкла этому трудному делу. Он просто впадет в праздность. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал, что от человека требуется гораздо больше усилий подвигнуть себя к подвигу (молитве, богомыслию, богослужению), когда он находится в состоянии праздности, нежели творить свой подвиг, когда времени ни на что не хватает из-за ежедневной загруженности.

В монастырях издревле новоначальные монахи занимались бытовыми работами и рукоделием: плетением корзин и т.п., с целью занять себя трудом, чтобы не пребывать в праздности. А когда они приобретали навык к молитве, тогда могли уже все свое время или значительную его часть посвящать богомыслию. Так и человек, живущий в миру, в хронической нехватке времени и сил, может находить время для молитвы и богомыслия чаще и эффективнее, чем человек мало занятый. Это не парадокс, все зависит от настроенности его ума.

Ведь и апостол Павел не просто призывает «не сообразовываться с веком сим», он призывает христиан к активному действию: «но преобразуйтесь обновлением ума вашего» (Рим. 12, 2). Мы должны преобразовываться, то есть изменяться за счет «обновления» ума. О чем идет речь? По утверждению святых отцов, ум в человеке поврежден в наименьшей степени. Настроить свой ум на должный лад легче всего, после чего проще настраивать сердце и тело, учиться подчинять их уму. Но начинать надо с правильных мыслей — с ума.

Инструментом настройки ума является чтение Священного Писания, святоотеческих творений. Вспомним, что в конце жизни преподобный Серафим Саровский каждый день прочитывал по Евангелию, чтобы все время держать свой ум готовым к правильной оценке событий, происходящих в собственной душе и в окружающей жизни. Так и хирурги держат свой инструмент в полной готовности, чтобы в случае необходимости тут же им воспользоваться для спасения больного.

Для христиан цель чтения Евангелия состоит не в получении новой информации, а в гармонизации своего духа с духом Священного Писания. Само по себе внимательное чтение евангельских строк изменяет внутренний настрой человека, «обновляет» его ум. Через этот малый подвиг постепенно выправляется русло всей нашей земной повседневности, текущей в жизнь вечную. Надо приучать себя регулярно углубляться в богодухновенные слова, откладывая на несколько минут житейские попечения. Когда-нибудь нам непременно придется отложить их все без исключения, и благо, если мы успеем подготовить себя к новой реальности, которая тогда откроется нам.

Почему в Православии есть традиция в случае разных потребностей читать Псалтирь? Мы читаем кафизму Псалтири, а потом добавляем краткую молитву, например, об упокоении усопших, или молимся о спасении живущих, об исцелении от болезни, о какой-то своей житейской нужде. Можно ведь и просто помолиться по существу, и даже своими словами. Зачем читать Псалтирь?

Это чтение помогает настроить наш дух на правильный лад, чтобы по мере возможности гармонизировать его с внутренним состоянием автора Псалтири, и уже из этого устроения вознести свою конкретную молитву. Также и когда в конце канонических молитвословий мы молимся о своих проблемах, то обращаемся к Богу из состояния, чуть более близкого к состоянию тех святых авторов, чьи тексты мы только что читали.

С этой целью христиане читают и главу Евангелия, прежде чем помолиться о чем-то важном, начать или завершить очередной день своей жизни. Человеку необходимо делать это постоянно и не потому, что это нужно Господу, или евангельский текст обладает магическим действием, а чтобы правильно настроить свой ум, душу, сообразовать их со священными словами Писания. Не стоит при этом смущаться тем, что строки, которые мы читаем, уже прочитаны нами не раз, что все это нам хорошо знакомо.

amp-next-page separator