По ком бунтуют школьники

Общество
В Санкт-Петербурге учащийся 10-го класса гимназии 622 Леонид Шайдуров загорелся идеей школьного самоуправления и в начале ноября организовал профсоюз старшеклассников под названием «Ученик».

В него вступило 170 человек. Первое собрание решили провести на школьном стадионе - там-то их и накрыла администрация школы, подавив «восстание пупсиков». Леонид жаловался, что его вызывали к руководству, грозили отчислением и блистательными перспективами в виде работы дворником. Впрочем, это традиционная угроза.

Что же хотели школьники? Естественно, ослабить контроль над внешним видом учащихся. Никакой формы, прически – любые. Ограничить количество контрольных. Любой ребенок мечтает об этом. «Самоуправление» и «профсоюзная деятельность» ограничатся, в конечном итоге, отжимом для себя, любимых, всевозможных поблажек. В свое время в книжке «Праздник непослушания» об этом прекрасно рассказал Сергей Михалков. Как ребята начали есть пирожные, стоять на голове и тому подобное. И никакой, понимаешь ли, школьной формы и контрольных!

Мальчик, однако, оказался не промах, просто какой-то будущий политический лидер. Не испугался грозной администрации и поднял шум. По горячим следам комитетом по образованию была проведена  проверка, и нарушений не нашлось. Создание профсоюза возможно, только если его деятельность не противоречит уставу образовательной организации. Вот если будет Леонид срывать уроки и призывать других детей прогуливать занятия, бойкотировать выполнение заданий учителей, тогда можно будет к нему принимать меры педагогического воздействия и дисциплинарного взыскания.

А профсоюз создавать можно.

Трудно поддержать такое решение. И вот почему.

Решения о переносе занятий, начале и окончании учебного года находятся в ведении самих школ / Фото: Сергей Ещенко

Вот в чем тут дело - если бы деятельность «Ученика» была направлена на какую-то совместную работу по организации, скажем, уборки школы, субботников, постановок пьес, может быть, поиску профориентации - это одно. А так, сборище старшеклассников, которые уже хорошо знают про свои права, но не догадываются об обязанностях, будут учебному процессу только мешать.

Главное, чему должны научить в школе - это дисциплине. Подчинению. Как в армии. Учитель это командир. Ученик - рядовой. Директор - генерал. Рядовой не должен указывать командиру и генералу, как маршировать, как упасть-отжаться и во сколько подъем. Просто на том основании, что знаний и опыта у него меньше. Строгая субординация должна соблюдаться в школе, потом - в институте, потом - на работе. Сейчас же, к сожалению, дети все больше считают, что они с учителями наравне. Да и с родителями. Вообще - со всеми. Мы стараемся воспитать детей свободными, но, увы, получаются все больше нахальные самодуры, без умений и знаний, но с потрясающе завышенной самооценкой.

Мне жаль учителей, которых уже обложили со всех сторон. Отчетность перед директором, перед комитетом по образованию, перед родительским комитетом, теперь вот еще - и перед школярами! Учитель, получается, самое уязвимое и униженное звено образовательного процесса. Когда ему учить, когда готовиться к занятиям, когда сеять разумное-доброе-вечное? Тут не успеваешь отражать удары всевозможных проверяльщиков, критиканов да «профсоюзов».

А что будет завтра? В детском саду, может, тоже какой-нибудь пятилетний Васечка создаст профсоюз «Памперс», в который вступит вся средняя группа? И давай протестовать. Манную кашу - не больше двух раз в неделю! Дневной сон сократить до часу. И обязательно отменить чешки на музыкальные занятия...

Так, что ли?

amp-next-page separator