Москвичи помогали блокадному Ленинграду

Общество
27 января исполняется 75 лет со дня полного освобождения города на Неве из вражеского кольца. Блокада Ленинграда длилась 872 дня — самый страшный, наверное, рекорд в человеческой истории. По различным оценкам, ее жертвами стали от 600 тысяч до 1,5 миллиона мирных горожан.

Потери гражданского населения города в любом случае превысили общие людские потери США и Великобритании во Второй мировой войне. И что самое страшное, 90% погибли не от оружия врага, а от голода и холода.

Ленинградцы не сдались и сражались до конца. Кировский завод выпускал и ремонтировал танки и орудия, находясь в четырех километрах от линии фронта. Ленинградские корабелы за годы блокады создали целый флот самоходных тендеров, которые возили продовольствие по Ладоге, а в 1944 году взяли на борт десантников. Вспомним сегодня и  умерших от голода сотрудников Всесоюзного института растениеводства, не тронувших ни единого зерна в многотонных коллекциях института, вспомним работников Ленинградской публичной библиотеки, не закрывавшейся ни на один блокадный день. Вспомним артистов театра музыкальной комедии и работников Ленинградского радио.

Здесь, в Москве, мы можем каждый день видеть своими глазами свидетельства человеческого подвига ленинградцев. Мозаичные панно на станциях метро «Новокузнецкая» и «Автозаводская» созданы по эскизам Александра Дейнеки в ленинградской мастерской Академии художеств мозаичистом Владимиром  Фроловым. Он умер от голода 3 февраля 1942 года. Стоит также помянуть добрым словом ленинградцев — рабочих и инженеров  завода «Красный металлист», делавших эскалаторы для первых очередей Московского метро. Именно группы ленинградских специалистов, эвакуированные на большую землю в 1942 и 1943 годах, помогли наладить выпуск эскалаторов на Перовском машиностроительном заводе и тем самым обеспечили ввод станций в эксплуатацию. 

 Блокада Ленинграда длилась 872 дня – самый страшный, наверное, рекорд в человеческой истории / Фото: ИТАР-ТАСС

Сегодня с благодарностью вспоминаем мы и москвичей, в ту страшную пору сражавшихся в рядах ленинградцев или шедших к ним на помощь. Мы склоняем головы перед памятью моряков «подшефных» Московской организации комсомола линейных кораблей Балтийского флота, своим огнем прикрывавших ленинградцев от фашистских снарядов. Мы отдаем долг уважения москвичам — водителям автобусов и грузовиков, направленных зимой 1942 года в Ленинград и на Дорогу жизни возить грузы и вывозить людей. В осажденном городе мог использоваться лишь автотранспорт, тем паче жидкое горючее было просто доставлять и легче хранить. В январе 1942 года в блокадный город отправилась автобусная экспедиция управления автобусного транспорта Мосгорисполкома, в феврале 110 водителей управления автогрузового транспорта повели свои машины, снабженные дополнительными двухосными прицепами, на Дорогу жизни. В мае — июне, после открытия навигации на Ладоге, водители вернулись в Москву, передав технику в распоряжение Ленинградского совета.

В московских архивах сохранилось несколько свидетельств той пятимесячной командировки. Известно, что 34 «бойца» и механик автобусной экспедиции за свою работу были премированы суммами от 500 до 1000 рублей на человека. По 2000 рублей получили семьи москвичей Сергея Помазкова и Андрея Разоренова, павших при исполнении своего долга. Мы не знаем имен тех москвичей, что откликнулись на призыв Ленинградского райсовета и райкома ВКП(б) и отправляли в апреле и августе 1942 года продовольственные посылки в блокадный город, но думается, что ленинградцы были им весьма благодарны.

Отдельная признательность московским фотографам Д. Минскеру, С. Струнникову, М. Трахману и другим, создавшим лаконичную, но пронзительную и величественную в своей простоте фотолетопись героизма и страданий ленинградцев. Их коллекции, хранящиеся в фондах Центрального государственного архива города Москвы, еще много лет будут заставлять нас гордиться, сопереживать, задумываться над запечатленными фактами истории.

amp-next-page separator